Планы и отчеты

Отчет Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству о работе в 2023 году

1. Общие положения:

1) Тезисы о наиболее значимых направлениях деятельности комитета:

В отчетный период члены Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (далее – члены комитета, комитет) приняли участие в проработке следующих вопросов особой важности (подробнее – в Приложении 1):

1. Принятие Постановления Совета Федерации от 7 декабря 2023 года № 678-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации».

2. Реализация решений Совета по вопросам интеграции воссоединенных субъектов Российской Федерации в правовую и социально-экономическую системы Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Встреча Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко и сенаторов Российской Федерации с Министром юстиции Российской Федерации К.А. Чуйченко в формате «открытого диалога».

4. Назначение судей высших судебных инстанций: назначение Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, судей Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации.

5. Назначение 5 членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации – представителей общественности.

6. Заслушивание докладов о мерах по организации деятельности адвокатов и нотариусов в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области, Херсонской области.

2) Информация о результатах исполнения комитетом протокольных поручений Совета Федерации:

В отчетном периоде комитетом исполнено 27 протокольных поручений (19 – как ответственным исполнителем, 8 – как соисполнителем).

 

2. Законодательная деятельность:

1) Информация о количестве рассмотренных в комитете федеральных конституционных законов, федеральных законов (подробнее – в Приложении 2 и Приложении 3), законопроектов (подробнее – в Приложении 4) и проектов законодательных инициатив субъектов Российской Федерации (подробнее – в Приложении 5):

В ходе заседаний комитета в 2023 году было рассмотрено 303 федеральных конституционных и федеральных законов, одобренных Государственной Думой; по 8 федеральным конституционным законам и 182 федеральным законам (всего 190) комитет выступил ответственным исполнителем, по 1 федеральному конституционному закону и 113 федеральным законам – соисполнителем.

Таким образом, за отчетный период комитет принял участие в рассмотрении и подготовке к рассмотрению 43,6% всех законов (федеральных конституционных законов и федеральных законов), рассмотренных на заседаниях Совета Федерации 2023 году. При этом комитет являлся ответственным исполнителем по 27,34% всех законов (федеральных конституционных законов и федеральных законов), рассмотренных на заседаниях Совета Федерации 2023 году.

В отчетном периоде комитет рассмотрел 457 проектов федеральных конституционных и федеральных законов (15 проектов федеральных конституционных законов, 442 проекта федеральных законов).

Также комитетом было рассмотрено 46 проектов законодательных инициатив субъектов Российской Федерации.

2) Информация о наиболее общественно значимых федеральных конституционных и федеральных законах, рассмотренных на заседании комитета (с краткой характеристикой):

— Федеральный конституционный закон от 29.05.2023 № 2-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы»,

— Федеральный закон от 29.05.2023 № 184-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

— Федеральный закон от 14.11.2023 № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О выборах Президента Российской Федерации»,

— Федеральный закон от 14.11.2023 № 531-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанные законы направлены на совершенствование избирательного законодательства, в том числе в части возможности проведения выборов на территориях воссоединенных регионов, а также в части регулирования организации и проведения выборов Президента Российской Федерации.

— Федеральный закон от 28.02.2023 № 43-ФЗ «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы».

Законом в связи с прекращением членства Российской Федерации в Совете Европы установлено считать с 16 марта 2022 года прекратившими своё действие в отношении Российской Федерации ряда международных договоров, связанных с членством в Совете Европы, в том числе Устава Совета Европы от 5 мая 1949 года и Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

— Федеральный закон от 18.03.2023 № 57-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13.15 и 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законом в рамках совершенствования мер по обеспечению государственной и общественной безопасности установлена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также за распространение в средствах массовой информации и информационно-коммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по незаконному изготовлению боеприпасов, если перечисленные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

— Федеральный закон от 18.03.2023 № 78-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Закон подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации и направлен на либерализацию уголовной ответственности за ряд преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей.

— Федеральный закон от 14.04.2023 № 116-ФЗ «О внесении изменений в статью 761 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Закон направлен на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства и либерализацию уголовной ответственности за преступления экономической направленности.

— Федеральный закон от 14.04.2023 № 118-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

— Федеральный закон от 14.04.2023 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Законами были упрощены процедуры признания граждан – участников специальной военной операции – безвестно отсутствующими и объявления их умершими в целях оперативного осуществления социальных и страховых выплат и оказания мер социальной поддержки членам семей таких граждан, а также для обеспечения сохранности их имущества или возможности его наследования.

— Федеральный закон от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Закон комплексно урегулировал отношения в области гражданства.

Расширены основания приобретения и прекращения гражданства, сокращено количество требований к отдельным категориям лиц при их приеме в гражданство и признании гражданами, перераспределены полномочия компетентных органов по решению вопросов гражданства, расширены перечни преступлений, совершение которых влечет за собой прекращение гражданства, а также уточнены отдельных процедуры, связанные с приобретением и прекращением гражданства.

— Федеральный закон от 28.04.2023 № 161-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Закон направлен на противодействие незаконному обороту метилового спирта (метанола).

— Федеральный закон от 13.06.2023 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Закон установил основания недействительности основных документов, удостоверяющих личность, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, порядок изъятия недействительных заграничных паспортов и порядок передачи их на хранение в случае временного ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации.

Одновременно были уточнены виды указанных выше документов в части возможности выезда наряду с паспортом, дипломатическим паспортом и служебным паспортом в случаях, определенных международными договорами Российской Федерации, также по внутрироссийскому паспорту и свидетельству о рождении (для несовершеннолетних граждан Российской Федерации, не достигших возраста 14 лет).

— Федеральный закон от 13.06.2023 № 214-ФЗ «О внесении изменения в статью 1041 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Законом перечень преступлений, за совершение которых применяется мера уголовно-правового характера в виде конфискации имущества, дополнен преступлениями в сфере компьютерной информации.

— Федеральный закон от 13.06.2023 № 225-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Закон направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов военнослужащих, принимавших (принимающих) участие в проведении специальной военной операции, выполнявших (выполняющих) задачи по защите Государственной границы Российской Федерации, и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции, мобилизованных граждан и граждан, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также членам семей указанных граждан.

— Федеральный закон от 13.06.2023 № 233-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законом усилены меры ответственности за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам высокой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

— Федеральный закон от 24.06.2023 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Закон направлен на совершенствование деятельности по оказанию квалифицированной бесплатной юридической помощи гражданам, а также на реализацию единого подхода к обеспечению гарантий граждан на получение бесплатной юридической помощи, закрепленного на уровне федерального законодательства.

— Федеральный закон от 24.06.2023 № 285-ФЗ «О внесении изменения в статью 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».

Закон направлен на повышение уровня социальной адаптации и ресоциализации положительно характеризующихся осужденных.

— Федеральный закон от 10.07.2023 № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Законом установлена уголовная ответственность за незаконную деятельность коллекторов.

— Федеральный закон от 10.07.2023 № 325-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Закон направлен на совершенствование деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам в части освобождения граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, от платы за нотариальное удостоверение доверенности на представление интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях, а также на социальную поддержку детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.

— Федеральный закон от 24.07.2023 № 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».

Закон направлен на расширение применения цифровых технологий и обеспечение возможности участникам гражданского оборота осуществлять безналичные расчеты цифровыми рублями в рамках гражданско-правовых отношений. Законом предоставляется возможность осуществлять цифровыми рублями расчеты на территории Российской Федерации путем перевода цифровых рублей Банком России в рамках платформы цифрового рубля.

— Федеральный закон от 14.07.2023 № 340-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Закон дополнил перечень благотворительной (волонтерской) деятельности, закрепленный в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» такими видами деятельности, как содействие ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, профилактика и тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ, участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести. Тем самым на законодательном уровне регламентируется имеющаяся сегодня практика участия волонтеров и некоммерческих организаций. Закон способствует расширению сфер волонтерской деятельности.

— Федеральный закон от 24.07.2023 № 349-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации».

Законом внесен ряд изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, направленных на повышение эффективности судебной защиты прав, свобод, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также на ускорение судебной защиты по соответствующим делам и расширение элементов цифрового правосудия.

— Федеральный закон от 31.07.2023 № 390-ФЗ «О внесении изменений в статьи 1713 и 322 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Закон направлен на противодействие увеличению доли теневого сектора в сферах безлицензионного производства и оборота табачной продукции, никотиносодержащей продукции и сырья для их производства.

— Федеральный закон от 31.07.2023 № 395-ФЗ «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».

Закон направлен на совершенствование уголовного судопроизводства, осуществляемого на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, повышение уровня гарантий процессуальных прав его участников.

— Федеральный закон от 19.10.2023 № 505-ФЗ «О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Закон установил административную ответственность за навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату, а также за необоснованный отказ либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке требований потребителя, связанных с нарушением его прав.

— Федеральный закон от 02.11.2023 № 526-ФЗ «О внесении изменений в статью 153 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Закон установил полномочие Генерального прокурора Российской Федерации (его заместителей) по ограничению доступа к информации содержащей предложение о финансировании противника в условиях вооруженного конфликта, военных действий, контртеррористической операции, участие в которых принимает Российская Федерация; об осуществлении сбора пожертвований в связи с совершением централизованными религиозными организациями религиозных обрядов и церемоний, в нарушение требований Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

— Федеральный закон от 27.11.2023 № 558-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом систематизировано правовое регулирование добровольческой деятельности в Российской Федерации и меры поддержки участников волонтерской деятельности со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Также конкретизируется и расширяется круг акторов волонтерской деятельности.

— Федеральный закон от 27.11.2023 № 559-ФЗ «О внесении изменения в статью 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Закон принят во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса.

Законом усилена административная ответственность за нарушение или невыполнение работодателем, или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению в части, касающейся охраны труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе на подземных работах.

— Федеральный закон от 12.12.2023 № 591-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Законом внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким его видом для женщин, осужденных за совершение преступлений небольшой тяжести, имеющих детей в возрасте до 4 лет, находящихся в доме ребенка исправительного учреждения.

— Федеральный закон от 25.12.2023 № 638-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Закон принят во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса и направлен на совершенствование качества обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности на объектах ведения горных работ.

— Федеральный закон от 25.12.2023 № 640-ФЗ «О внесении изменений в статью 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

— Федеральный закон от 25.12.2023 № 641-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Законами установлена административная и уголовная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации.

— Федеральный закон от 25.12.2023 № 661-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».

Закон направлен на совершенствование системы бесплатной юридической помощи, уточнение статуса участников указанной системы, а также порядка взаимодействия субъектов государственной и негосударственной юридической помощи.

— Федеральный закон от 25.12.2023 № 667-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Закон направлен на оптимизацию арбитражного судопроизводства, повышение его эффективности и расширение круга процессуальных гарантий участвующих в деле лиц.

 

3) Информация о подготовленных комитетом постановлениях Совета Федерации:

Комитетом подготовлено и внесено на рассмотрение Совета Федерации 207 проектов постановлений Совета Федерации.

 

3. Законопроектная работа (законодательные инициативы, подготовленные и внесенные сенаторами Российской Федерации – членами комитета) (подробнее – в Приложении 6):

1) Информация о законопроектах, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в рамках реализации права законодательной инициативы сенаторами Российской Федерации – членами комитета:

По состоянию на конец отчетного периода в Государственной Думе на рассмотрении находятся 34 проекта федеральных законов, внесенных в 2023 году, субъектами права законодательной инициативы по которым являются члены комитета.

2) Информация о принятых федеральных законах, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в рамках реализации права законодательной инициативы сенаторами Российской Федерации – членами комитета:

За отчетный период Советом Федерации было рассмотрено и одобрено 63 федеральных конституционных и федеральных закона, субъектами права законодательной инициативы по которым являлись члены комитета.

 

4. Обзор подготовленных и проведенных мероприятий:

1) Сведения о количестве заседаний комитета, в том числе очередных, внеочередных, расширенных, совместных (подробнее – в Приложении 7):

В отчетном периоде комитет провел 30 заседаний: 23 очередных, 1 расширенное, 6 совместных.

2) Информация о подготовленных и проведенных мероприятиях (подробнее – в Приложении 8):

Комитетом за 2023 год самостоятельно проведено 53 мероприятия («круглые столы», совещания, семинары-совещания, парламентские слушания).

3) Информация об участии в подготовке и проведении мероприятий в Совете Федерации (подробнее – в Приложении 8):

В качестве соисполнителя комитет принимал участие в подготовке и проведении Пятого форума социальных инноваций регионов.

Информация об участии в подготовке и проведении Дней субъекта Российской Федерации в Совете Федерации.

В рамках Дней Республики Марий Эл в Совете Федерации на заседании комитета 24 октября 2023 года был заслушан доклад на тему «О положительном опыте внедрения цифровых сервисов в жизнь муниципального образования и их дальнейшее распространение на всей территории Республики Марий Эл», представленный Первым заместителем Председателя Правительства Республики Марий Эл Кузьминым Евгением Петровичем и министром внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл Мирбадалевым Антоном Алексеевичем.

Информация об участии в работе комиссий Совета Федерации (подробнее – в Приложении 8):

В отчетном периоде члены комитета приняли участие в работе комиссий Совета Федерации.

Информация об участии в работе органов при Совете Федерации, при Председателе Совета Федерации (подробнее – в Приложении 8).

Члены комитета в 2023 году принимали активное участие в работе органов при Совете Федерации, при Председателе Совета Федерации.

4) Информация об участии членов комитета в иных мероприятиях и мероприятиях, проводимых другими органами и организациями изложена в Приложении 8.

В отчетном периоде комитет в рамках вопросов ведения взаимодействовал с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации (подробнее – в Приложении 8).

 

5. Парламентский контроль:

1) Информация о результатах парламентского контроля:

а) В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» комитет на постоянной основе осуществляет мониторинг перечня разрабатываемых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм федеральных законов, принятых в 2015 – 2023 годах.

В 2023 годы были рассмотрены перечни за 4 квартал 2022 года, за 1, 2, 3 кварталы 2023 года.

В указанном перечне по вопросам ведения комитета представлена информация по 5 федеральных конституционных законов и 18 федеральных законов, предусмотрена разработка и принятие более 60 нормативных правовых актов. По всем нормативным правовым актам соблюдается установленный срок их принятия.

б) В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» комитет на постоянной основе осуществляет экспертизу проектов постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся государственных программ.

2) Информация о результатах исполнения постановлений Совета Федерации:

Комитет, в частности, являлся ответственным по исполнению постановления Совета Федерации от 25.05.2022 № 173-СФ «О докладе Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2021 год».

Данное постановление было полностью исполнено Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Государственной Думой (ускорено рассмотрение проекта федерального закона № 815691–7), Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (доработан и внесен в Правительство Российской Федерации соответствующий проект постановления), Министерством внутренних дел Российской Федерации (введен в эксплуатацию 21 специальный вагон для перевозки осужденных лиц и лиц, содержащихся под стражей, к началу 2026 года планируется расширение парка специальных вагонов до 133 единиц из потребности в 144 единицы). Кроме того, членами комитета разработан и внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменения в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (Федеральный закон от 13.06.2023 № 216-ФЗ).

 

6. Участие в международном сотрудничестве (подробнее – в Приложении 9).

Члены комитета в 2023 году принимали активное участие в подготовке и проведении международных мероприятий, мероприятий с международным участием, а также участвовали в работе делегаций Совета Федерации в международных парламентских организациях, межпарламентских комиссиях по двустороннему сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации с парламентами иностранных государств и групп по сотрудничеству Совета Федерации с парламентами иностранных государств.

 

7. Информация о деятельности подкомитетов.

Согласно пункту 16 Положения о комитете комитет образует следующие подкомитеты:

— по административному праву;

— по гражданскому праву и семейному праву;

— по вопросам судебной власти, прокуратуры, защиты прав и свобод граждан.

1) В 2023 году подкомитетом по административному праву проведено:

— 27 марта – совещание с членами подкомитета на тему «Актуальные вопросы привлечения граждан к административной ответственности на основе данных, полученных с применением фото- и видеофиксации».

— 6 декабря – заседание подкомитета по вопросам определения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях понятия и критериев малозначительного административного правонарушения, а также вопрос административно-правовой ответственности в сфере регулирования миграционных отношений и обсуждение проекта федерального закона «О внесении изменений в часть 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

2) В 2023 году подкомитетом по гражданскому праву и семейному праву было проведено 3 заседания.

3) В период 2023 года подкомитетом по вопросам судебной власти, прокуратуры, защиты прав и свобод граждан проводились приемы граждан по вопросам социальной и правовой поддержки военнослужащих, членов их семей, добровольцев, проходящих службу в районе проведения специальной военной операции на Украине; мониторинг правоприменительной практики по вопросам организации и осуществления воинского учёта и оповещения граждан о явке на мероприятия, связанные с исполнением воинской обязанности; вопросов, возникающих при осуществлении прокурорского надзора за деятельностью органов местного самоуправления при решении ими вопросов местного значения; проведены 4 рабочих совещания. В рамках работы подкомитета разработаны 6 законопроектов:

— проект федерального закона № 351406–8 «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (о приостановлении трудового договора и гарантиях мобилизованным гражданам и членам их семей),

— проект федерального закона № 351414–8 «О внесении изменения в статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (в части уточнения полномочий в сфере содействия занятости населения),

— проект федерального закона № 351870–8 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (о гарантиях занятости для мобилизованных граждан и членов их семей),

— проект федерального закона № 358725–8 «О внесении изменения в статью 332 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в части уточнения ответственности военнослужащего за неисполнение приказа),

— проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»(об ответственности за умышленные действия (бездействие) с целью скрытого противодействия государственной политике и управлению, повлекшие причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства),

— проект федерального закона «О внесении изменения в статью 2804 Уголовного кодекса Российской Федерации». Законопроект подготовлен в целях пресечения деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

 

8. Информация о деятельности консультативных и совещательных органов при комитете.

В 2023 году экспертно-консультативный совет при комитете (далее – ЭКС) осуществлял свою деятельность под руководством члена комитета А.Д. Башкина в качестве председателя ЭКС. За отчетный период ЭКС проводил заседания в очном формате и с использованием средств видео-конференц-связи.

Работа ЭКС была проведена по следующим направлениям.

1. Работа с обращениями граждан и организаций, направляемых в адрес Совета Федерации, и порученных для рассмотрения аппарату Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Предметом рассмотренных обращений были вопросы уголовно-правового и уголовно-процессуального характера, вопросы в области гражданского и арбитражного процесса.

Также рассматривались запросы граждан и организаций, касающиеся административного законодательства, сферы деятельности адвокатуры и нотариата. Подготовлены рекомендации в отношении проектов модельных законов.

2. Обобщение и подготовка экспертных позиций по отдельным вопросам.

3. Подготовка мнений экспертов совета по проектам законодательных инициатив.

В течении года было проведено заседание ЭКС при по теме актуальных вопросов семейного наследственного права и перспектив развития инновационной юриспруденции.

 

9. Информация о результатах работы с обращениями граждан.

За отчетный период комитетом проработано 892 обращения, из них 199 обращений по вопросам содействия военнослужащим-участникам специальной военной операции в получении медицинской помощи, возвращении из плена, получении положенных выплат и иных мер социальной поддержки. Переадресовано 143 обращения в Министерство обороны Российской Федерации, 18 обращений – в Главную военную прокуратуру, 2 обращения – Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Общая переадресация за 2023 год составила 240 обращений. Обращения направлялись в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам в соответствии с их компетенцией.

Все обращения были рассмотрены в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденной распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2022 года № 189рп-СФ.

Предметы обращений граждан за указанный период: около 35% – о реформировании судебной системы, из которых примерно 15% – обжалование (несогласие) с судебными решениями; 30% обращений содержали предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, 17% – по вопросам мобилизованных военнослужащих и их семей; 13% – отклики на проекты федеральных законов, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе; 5% содержали различные вопросы.

 

10. Сведения об общем количестве выступлений и комментариев членов комитета в средствах массовой информации, в том числе в парламентских средствах массовой информации (подробнее – в Приложении 10).

В отчетном периоде члены комитета осуществляли взаимодействие с федеральными и региональными средствами массовой информации, принимали участие в теле- и радиоэфирах, давали комментарии и интервью информационным агентствам, сетевым и печатным изданиям.

Взаимодействие осуществлялось в различных формах: комментирование позиций комитета в части разъяснения концепции и основных положений разрабатываемых, внесенных, рассматриваемых, принимаемых, одобряемых (либо отклоняемых) законопроектов и законов, деятельности комитета в рамках вопросов его ведения, интервьюирование на актуальные темы, участие в тематических телевизионных программах и эфирах, радиопередачах и радиоэфирах.

Члены комитета активно взаимодействовали с пресс-службой Совета Федерации, а также с парламентскими средствами массовой информации (телеканал «Вместе-РФ», «Парламентская газета», журнал «Российская Федерация сегодня», интернет-ресурс «Сенат-информ»).

Так, в отчетном периоде на официальном сайте Совета Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены 691 публикация, содержащих информацию о деятельности комитета и членов комитета. Кроме того, на сайте Совета Федерации членами комитета опубликованы 32 тематические статьи в разделе «Блоги».

В отчетном периоде:

на сайте «Парламентской газеты» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены 1140 публикаций, содержащих информацию о деятельности комитета и членов комитета;

на сайте сетевого издания «Сенат-информ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены 1098 публикаций, содержащих информацию о деятельности комитета и членов комитета;

на сайте телеканала «Вместе-РФ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены 459 публикаций, содержащих информацию о деятельности комитета и членов комитета.

Приложение 1 (в .pdf версии)

Приложение 2 (в .pdf версии)

Приложение 3 (в .pdf версии)

Приложение 4 (в .pdf версии)

Приложение 5 (в .pdf версии)

Приложение 6 (в .pdf версии)

Приложение 7 (в .pdf версии)

Приложение 8 (в .pdf версии)

Приложение 9 (в .pdf версии)

Приложение 10 (в .pdf версии)