Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Александрович Клишас назначен полномочным представителем Совета Федерации в Верховном Суде Российской Федерации Постановлением Совета Федерации от 11 октября 2023 года № 599-СФ.
Раздел I. Взаимодействие полномочного представителя Совета Федерации с Верховным Судом Российской Федерации, государственными органами и межпарламентскими организациями.
Одной из основных форм взаимодействия полномочного представителя Совета Федерации А.А. Клишаса с Верховным Судом Российской Федерации в отчетный период было участие в заседаниях Пленума Верховного Суда Российской Федерации и иных мероприятиях Верховного Суда Российской Федерации.
В отчетный период А.А. Клишас принял участие в следующих мероприятиях Верховного Суда Российской Федерации:
1. 4 июня 2024 года заседание Пленума Верховного Суда Российской Федерации, на котором был рассмотрен проект постановления «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества».
Как было отмечено при обсуждении проекта, необходимость его подготовки объясняется тем, что действующее на сегодняшний день постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» принято более десяти лет назад.
Содержащиеся в нём разъяснения показали свою востребованность на практике. Вместе с тем в результате масштабных изменений в законодательстве о страховании возникла необходимость новых разъяснений со стороны высшей судебной инстанции и не только судам общей юрисдикции, но и арбитражным судам.
В проекте раскрывается понятие добровольного страхования имущества, названы субъекты и объекты страховых правоотношений, описывается порядок согласования условий договора страхования, его заключение, особенности толкования, осуществление страхового возмещения.
Предлагается обратить внимание судов на то, что отказ в рассмотрении заявления о наступлении страхового случая и об осуществлении страхового возмещения, основанный на формальном несоблюдении страхователем требований договора страхования, не допускается.
Высшая инстанция также указывает, что страховщиком не может быть отказано в осуществлении страхового возмещения по причине того, что страхователь не обжалует постановления органов дознания и предварительного следствия, которыми отказано в возбуждении уголовного дела по факту причинения вреда.
Проект содержит правовую позицию, в соответствии с которой, суды могут лишь в исключительных случаях снижать размеры неустойки и штрафа за отказ страховых компаний добровольно удовлетворить требования потребителей, такой поворот возможен лишь тогда, когда суммы явно несоразмерны последствиям нарушенного обязательства.
По итогам обсуждения проект постановления был отправлен в редакционную комиссию.
2. 6 июня 2024 года заседание Пленума Верховного Суда Российской Федерации, на котором был рассмотрен проект постановления «О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 312 и 313 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)».
Как было отмечено при обсуждении проекта, по данным судебной статистики в 2023 году в судах было 3 552 административных дела, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в ЦВСНП, по 1 034 делу административные требования были удовлетворены, из 610 дел, связанных с пребыванием подростков в учреждении закрытого типа, удовлетворены требования по 483.
«Определяющим фактором» при рассмотрении дел о пребывании несовершеннолетних в таких учреждениях, подчеркивается в постановлении, должен служить вопрос благополучия несовершеннолетнего.
При разрешении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, в учебном учреждении закрытого типа, суду следует, в частности, исходить из необходимости защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие; оценивать поведение несовершеннолетнего после совершения правонарушения, поведение его родителей (законных представителей) и их готовность оказать содействие ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, отношения в семье, наличие отрицательного воздействия на несовершеннолетнего со стороны иных лиц; выяснять, осуществлялась ли в отношении несовершеннолетнего, его родителей (иных законных представителей) индивидуальная профилактическая работа, и проверять ее полноту, достаточность и эффективность, подчеркивается в постановлении.
По итогам обсуждения проект направлен в редакционную комиссию на доработку.
3. 21 мая 2024 года сенатор Российской Федерации А.А. Клишас принял участие в пленарном заседании Совета судей Российской Федерации. С докладом перед его участниками выступила Председатель Верховного Суда Российской Федерации Ирина Леонидовна Подносова.
Глава высшей судебной инстанции отметила качество осуществления правосудия и подробно рассказала о законодательных инициативах Верховного Суда Российской Федерации.
Ирина Подносова проинформировала участников заседания о том, что судами общей юрисдикции, включая мировых судей, и арбитражными судами в 2023 году только по первой инстанции окончено производство по более чем 39 миллионам дел.
В административном судопроизводстве в три раза увеличилось количество дел. Их число составило 1 миллион 382 тысячи дел. Самый высокий рост (почти в 4 раза) приходится на дела о взыскании налогов и сборов: их число в первом квартале 2024 года составило 1 миллион 159 тысяч дел.
Рассмотрение судами уголовных дел осуществляется с учетом мер по гуманизации уголовного законодательства, которые уже нашли воплощение в правоприменительной практике, отметила Председатель Верховного Суда Российской Федерации. В 2023 году суды удовлетворили на 5,9% ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу меньше, чем в предыдущем. О продлении меры пресечения удовлетворено на 11% ходатайств меньше.
Ирина Леонидовна Подносова также отметила, что будет продолжена работа по совершенствованию процессуального законодательства.
В настоящее время с участием Верховного Суда Российской Федерации готовятся изменения, касающиеся внедрения элементов электронного документооборота, использования информационных технологий в ходе производства по делам об административных правонарушениях.
Кроме того, по словам главы Верховного Суда Российской Федерации, до конца текущего полугодия высшая инстанция планирует выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
4. 19 ноября 2024 года заседание Пленума Верховного Суда Российской Федерации, на котором был рассмотрен проект постановления «О практике применения судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих основания и порядок возвращения уголовного дела прокурору».
Как было отмечено при обсуждении, Пленум Верховного Суда Российской Федерации впервые обратился к данной проблематике, охватив достаточно большой объём возникающих в судебной практике вопросов. Проект имеет универсальный характер и объединяет в себе скорректированные актуальные разъяснения действующих постановлений Пленума, а также ряд новелл. Важность обсуждаемых вопросов подчеркивается неразрывной связью с конституционно-правовыми гарантиями участников дела.
Содержащиеся в проекте правовые позиции затрагивают подробные разъяснения ситуаций, препятствующих вынесению итогового судебного решения. В то же время в проекте постановления приведен ряд разъяснений, когда уголовное дело не подлежит возвращению прокурору.
Верховным Судом Российской Федерации предлагается обратить внимание на права лиц, которые во время периода предварительного расследования возместили ущерб, выполнили иные установленные законом условия для прекращения уголовного преследования.
По итогам обсуждения проект постановления был отправлен в редакционную комиссию.
5. 26 ноября 2024 года заседание Пленума Верховного Суда Российской Федерации, на котором был рассмотрен проект постановления «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона от 29 мая 2024 года № 107-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации“.
В проекте постановления подробно уточняется практика по рассмотрению заявлений о банкротстве, производство по документарным обособленным спорам, особенности рассмотрения споров о включении требований в реестр и особенности банкротства физических лиц.
Так, должник после подачи заявления о банкротстве может избежать введения в его отношении процедуры, если он докажет, что финансовые трудности имеют временный характер.
Использование цифровых сервисов стало повсеместным, поэтому включение в реестр требований кредиторов не через электронную форму послужило поводом для отдельных разъяснений Пленума. Кроме того, в проекте постановления уточняется, в каких случаях запрос конкурсного управляющего о должнике может оставаться без ответа.
В заключительных положениях проекта перечислены разъяснения Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, не подлежащие применению и утратившие силу в связи с принятием этого постановления.
По итогам обсуждения проект постановления был отправлен в редакционную комиссию.
6. 3 декабря 2024 года сенатор А.А. Клишас принял участие в пленарном заседании Совета судей Российской Федерации. Мероприятие открыла Председатель Верховного Суда Российской Федерации Ирина Леонидовна Подносова.
Она отметила, что, несмотря на сложности, связанные с внешними вызовами, суды Российской Федерации продолжают эффективно выполнять свои функции, на высоком профессиональном уровне исполнять конституционную обязанность по отправлению правосудия, обеспечивая качественное рассмотрение конкретных дел в установленные законом сроки.
Глава высшей судебной инстанции проинформировала участников заседания о том, что за девять месяцев этого года во всех видах судопроизводства по первой инстанции суды рассмотрели 34 миллиона дел.
Наблюдается существенный рост числа дел, рассмотренных в порядке административного судопроизводства. Их общее количество увеличилось в 3,2 раза, превысив 4 миллиона дел.
В гражданском судопроизводстве объем работы судов увеличился на 2 миллиона 700 тысяч дел или на 13,4%. Самый значительный рост приходится на дела о взыскании с граждан задолженности по налогам и сборам, по договорам займа и кредита.
По мнению главы Верховного Суда Российской Федерации, снижению числа дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, будут способствовать законодательные инициативы, направленные на внедрение механизма внесудебного взыскания задолженности по налогам и сборам с физических лиц.
Кроме того, в рамках дальнейшей работы по развитию внесудебных процедур Ирина Подносова предложила обсудить возможность взыскания кредитной задолженности небольшого размера в административном порядке.
Глава высшей судебной инстанции отметила, что количество дел, рассмотренных судами в порядке уголовного судопроизводства, уменьшилось на 8,3% и составило порядка 495 тысяч дел в отношении 499 тысячи лиц.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации подвела итоги работы по обеспечению единообразия судебной практики, проделанной Верховным Судом в текущем году, рассказала о работе Пленума и Президиума Верховного Суда Российской Федерации и намеченных планах.
Она также добавила, что после предыдущего пленарного заседания Совета судей Российской Федерации Верховным Судом Российской Федерации была продолжена работа, направленная на укрепление международного сотрудничества в сфере правосудия.
7. 17 декабря 2024 года заседание Пленума Верховного Суда Российской Федерации, на котором было принято постановление «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации поправок к проекту федерального закона № 657699–8 „О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации“.
В постановлении предлагается признать утратившими силу нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие содержание судебных повесток и иных судебных извещений, а также содержание заявления об отмене заочного решения суда.
Новыми поправками Верховный Суд Российской Федерации предлагает признать утратившей силу часть третью статьи 114 ГПК РФ, которая предусматривает, что одновременно с судебной повесткой или иным судебным извещением, адресованными ответчику, судья направляет копию искового заявления, а с судебной повесткой или иным судебным извещением, адресованными истцу, – копию объяснений в письменной форме ответчика, если объяснения поступили в суд.
Кроме того, высшая судебная инстанция предлагает признать утратившей силу часть третью статьи 238 ГПК РФ (содержание заявления об отмене заочного решения суда).
Также участники Пленума Верховного Суда Российской Федерации приняли следующие постановления, которые ранее обсуждались на заседаниях:
— «О практике применения судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих основания и порядок возвращения уголовного дела прокурору»;
— «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона от 29 мая 2024 года № 107-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации“;
— «О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции».
Раздел II. Деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации.
Основная деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации, направлена на сопровождение федеральных законов и рассмотрение проектов федеральных законов, внесенных в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации.
В отчетный период были приняты следующие федеральные законы:
1. Федеральный закон от 29 мая 2024 года № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (проект № 516699–8).
Закон упрощает банкротные процедуры по определенным категориям обособленных споров. В частности, предусматривается возможность рассмотрения обособленных споров судьей единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве, с вынесением определения путем подписания резолютивной части.
Также Закон увеличивает минимальную сумму требований кредиторов, необходимую для возбуждения дела о банкротстве юридического лица: для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, – до двух миллионов рублей, для сельскохозяйственных предприятий, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий – до трех миллионов рублей.
В соответствии с Законом вводится единый месячный срок на апелляционное обжалование определений, обжалование постановлений судов апелляционной инстанции в кассационном порядке.
2. Федеральный закон от 29 мая 2024 года № 109-ФЗ «О внесении изменений в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (проект № 513559–8).
Закон устанавливает, что если самостоятельное обращение осужденного в суд невозможно, то представление об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью в суд вносит начальник учреждения или органа, исполняющего наказание.
Кроме того, Закон предусматривает, что постановление суда в части освобождения осужденного от отбывания наказания в связи с болезнью в соответствии с частью 2 статьи 81 Уголовного кодекса Российской Федерации подлежит немедленному исполнению.
3. Федеральный закон от 12 июня 2024 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (проект № 235526–8).
Закон направлен на совершенствование гражданского процессуального законодательства, повышение его эффективности и расширение круга процессуальных гарантий участвующих в деле лиц, в том числе путем унификации общих для всех видов судопроизводства процессуальных норм.
В частности, в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации вносятся изменения в положения о подсудности. В целях обеспечения доступа к правосудию гражданам, нуждающимся в особой социальной защите, предусматривается альтернативная подсудность не только для исков о восстановлении трудовых и пенсионных прав, но также и для исков, связанных с социальными выплатами и льготами. Такие иски смогут предъявляться в суд по месту жительства истца, а не только по месту нахождения ответчика (уполномоченного органа).
Предусматриваются изменения, направленные на совершенствование приказного и упрощенного производств. Помимо этого, вносится ряд изменений, направленных на оптимизацию судебной нагрузки и защиту прав участников процесса.
4. Федеральный закон от 2 октября 2024 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в статью 78.1
Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации»
(проект № 705033–8).
Законом предусматривается возможность распространения на подозреваемых и обвиняемых лиц (рассмотрение уголовных дел в отношении которых находится на стадии судебного производства) положений об освобождении от уголовной ответственности и уголовного наказания в связи с заключением контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Законом уравниваются процессуальные гарантии подозреваемых (обвиняемых), находящихся как на стадии досудебного, так и на стадии судебного производства.
Раздел III. Работа полномочного представителя Совета Федерации с обращениями граждан и организаций.
За отчетный период от граждан и организаций поступали обращения, касающиеся деятельности судов и конкретных судей, а также содержащие просьбы пересмотреть судебные решения. Заявителям были даны ответы с указанием на недопустимость вмешательства сенатора Российской Федерации в оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность, и разъяснением положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации».
Раздел IV. Результаты деятельности полномочного представителя Совета Федерации.
Законодательное регулирование судопроизводства, статуса судей и органов судейского сообщества является важным элементом обеспечения законности и правопорядка в государстве.
Задачами полномочного представителя Совета Федерации в Верховном Суде Российской Федерации в рамках данного направления являются обеспечение системности законодательных изменений, согласованности новелл с правоприменительной практикой, возможности эффективной реализации новаций как судьями, так и иными участниками судопроизводства.
Результатом деятельности полномочного представителя Совета Федерации в Верховном Суде Российской Федерации является тесное и плодотворное взаимодействие Совета Федерации с Верховным Судом Российской Федерации и органами судейского сообщества.
Раздел V. Выводы и предложения.
По итогам выполненной работы можно сделать вывод о том, что взаимодействие Совета Федерации с Верховным Судом Российской Федерации посредством института представительства является действенным механизмом выработки согласованных предложений по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего предварительное судопроизводство и статус судей.
Необходимо также отметить искреннюю заинтересованность
руководства Верховного Суда Российской Федерации в дальнейшем
взаимодействии.