Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Александрович Клишас назначен полномочным представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации Постановлением Совета Федерации от 25 сентября 2023 года № 557-СФ.
Раздел I. Взаимодействие полномочного представителя Совета Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, государственными органами и межпарламентскими организациями.
Одной из основных форм взаимодействия полномочного представителя Совета Федерации А.А. Клишаса с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в отчетный период было участие в заседаниях коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В отчетный период А.А. Клишас принимал участие в заседаниях Комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров и продлению их полномочий.
Помимо этого, А.А. Клишас осуществлял взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по вопросу организации заслушивания доклада Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2023 год.
Важным элементом взаимодействия с Генеральной прокуратурой Российской Федерации является рассмотрение Советом Федерации кадровых вопросов органов прокуратуры.
В декабре 2024 года в Совет Федерации поступило представление Президента Российской Федерации о проведении консультаций по кандидатуре Краснова Игоря Викторовича на должность Генерального прокурора Российской Федерации.
На совместном заседании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности состоялось предварительное обсуждение представленной Президентом Российской Федерации кандидатуры на должность Генерального прокурора Российской Федерации. Комитеты Совета Федерации приняли решение поддержать представленную кандидатуру Краснова Игоря Викторовича.
На заседании 20 декабря 2024 года Совет Федерации провел консультации по представленной Президентом Российской Федерации кандидатуре Краснова Игоря Викторовича на должность Генерального прокурора Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 статьи 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Президенту Российской Федерации направлено Постановление Совета Федерации о результатах рассмотрения представленной кандидатуры на должность Генерального прокурора Российской Федерации.
Согласно пункту «е1» статьи 83 и пункту «з» части первой статьи 102 Конституции Российской Федерации, пунктам 11 и 12 статьи 151 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» заместители Генерального прокурора Российской Федерации и прокуроры субъектов Российской Федерации, военные и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации.
На совместных заседаниях Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитета Совета Федерации по экономической политике были проведены консультации по 23 представленным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, военных и иных приравненных к ним прокуроров:
1. Жука М.С. – на должность прокурора Тверской области;
2. Шевцова А.Ю. – на должность прокурора города Севастополя;
3. Попова А.В. – на должность военного прокурора Московского военного округа;
4. Горшкова Д.Н. – на должность прокурора Пензенской области;
5. Казакова С.В. – на должность военного прокурора Объединенной группировки войск (сил);
6. Купреева И.А. – на должность военного прокурора Северного флота;
7. Найды А.В. – на должность военного прокурора Ленинградского военного округа;
8. Окорокова О.И. – на должность военного прокурора Черноморского флота;
9. Ольховатенко К.В. – на должность военного прокурора Центрального военного округа;
10. Донгаузера И.В. – для назначения на должность прокурора Челябинской области;
11. Калистовой Ю.В. – для назначения на должность Амурского бассейнового природоохранного прокурора;
12. Коноша Д.А. – для назначения на должность прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа;
13. Ломакина С.С. – для назначения на должность прокурора Томской области;
14. Московских В.В. – для назначения на должность прокурора Курганской области;
15. Попова А.Е. – для назначения на должность прокурора Тюменской области;
16. Сурова М.В. – для назначения на должность Приволжского транспортного прокурора;
17. Хлустикова Н.Н. – для назначения на должность прокурора Архангельской области и Ненецкого автономного округа;
18. Жука М.С. – для назначения на должность прокурора г. Москвы;
19. Крука Г.В. – для назначения на должность Московского межрегионального транспортного прокурора;
20. Сафинова С.В. – для назначения на должность Южного транспортного прокурора;
21. Степанова В.А. – для назначения на должность прокурора Хабаровского края;
22. Хлебковича П.А. – для назначения на должность прокурора Тверской области;
23. Юрздицкого К.А. – для назначения на должность прокурора Ярославской области.
По результатам проведенных консультаций комитеты Совета Федерации приняли решение поддержать представленные кандидатуры.
Информация о результатах рассмотрения представленных Президентом Российской Федерации для проведения консультаций кандидатур на должности прокуроров была размещена на официальном сайте Совета Федерации в сети «Интернет».
Раздел II. Деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации.
Основная деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации, направлена на сопровождение федеральных законов и рассмотрение проектов федеральных законов, регулирующих уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, в том числе вопросы деятельности прокуратуры Российской Федерации.
В 2024 году были приняты следующие федеральные законы, затрагивающие деятельность прокуратуры.
1. Федеральный закон 14 февраля 2024 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и статью 13 Федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“ (проект № 285780–8).
Закон вносит изменения в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», согласно которым дела о признании информационных материалов экстремистскими будут отнесены к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа по месту обнаружения, распространения данных материалов или по адресу организации, осуществляющей их производство.
2. Федеральный закон от 23 марта 2024 года № 64-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (проект № 569651–8).
Законом определяется порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания, погашения судимости, приостановления предварительного следствия по уголовным делам и прекращения уголовного преследования в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Одновременно Законом уточняются полномочия прокуроров в части получения дознавателем согласия на прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого в связи с указанными обстоятельствами.
Кроме того, устанавливается, что порядок взаимодействия командования воинских частей (учреждений) и следственных органов (органов дознания) по вопросам прекращения уголовного преследования (приостановления предварительного расследования) в связи с указанными обстоятельствами определяется совместными решениями Министерства обороны Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит осуществление предварительного расследования.
3. Федеральный закон от 29 мая 2024 года № 113-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон „О прокуратуре Российской Федерации“ (проект № 553789–8).
Закон направлен на уточнение порядка отбора кандидатов на службу в органы и организации прокуратуры.
В частности, устанавливается перечень документов и сведений, представляемых при поступлении на службу в органы и организации прокуратуры, а также особенности их рассмотрения и проверки.
Также устанавливается право руководителя органа или организации прокуратуры, его заместителей направлять в случае необходимости в государственные органы запросы о представлении документов и сведений, связанных с прохождением гражданином военной или государственной службы.
Порядок приема указанных документов и порядок проверки достоверности и полноты представленных гражданином сведений утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 24 июля 2024 года № 215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О воинской обязанности и военной службе“ (проект № 560330–8).
Закон направлен на унификацию положений законодательства, связанных с исполнением воинской обязанности гражданами, проходящими федеральную государственную службу в различных государственных органах.
В частности, уточняются вопросы организации воинского учета, отсрочки от призыва на военную службу и освобождения от военных сборов, присвоения воинских званий, зачисления в запас и пребывания в резерве в отношении граждан, проходящих службу в таможенных органах, органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации.
5. Федеральный закон от 9 ноября
2024 года № 385-ФЗ «О внесении изменения в статью 15.3 Федерального закона
„Об информации, информационных технологиях и о защите информации“
(проект № 729110–8).
Закон направлен на уточнение информации, доступ к которой может быть оперативно ограничен, с целью противодействия нарушениям миграционного законодательства и незаконной миграции.
В случае обнаружения в сети «Интернет» информации, содержащей предложения о предоставлении незаконных услуг в сфере миграции, а также о способах организации незаконной миграции, включая поступление уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители смогут обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
6. Федеральный закон от 29 ноября
2024 года № 416-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации»
(проект № 746277–8).
Законом устанавливаются налоговые льготы для прокурорских работников.
Изменением в статью 210 «Налоговая база» Кодекса установлено, что налоговая база, в отношении которой применяется налоговая ставка 13 процентов, если сумма налоговых баз за налоговый период составляет не более 5 миллионов рублей, для прокурорских работников определяется по доходам в виде денежного довольствия (денежного содержания) и иных дополнительных выплат, получаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что такие доходы непосредственно связаны с участием в специальной военной операции либо выполнением задач в период специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Изменением в статью 33335 «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций» Кодекса установлено, что государственная пошлина не будет уплачиваться за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации взамен утраченного или пришедшего в негодность или национального водительского удостоверения взамен утраченного или пришедшего в негодность прокурорским работникам, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, а также обеспечивающим (обеспечивавшим) выполнение задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Кроме того, размеры государственной пошлины, установленные статьей 33333 «Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий» Кодекса, будут применяться с учетом коэффициента 0,5 в случае совершения юридически значимых действий федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, в отношении прокурорских работников, принимающим (принимавшим) участие в специальной военной операции, а также обеспечивающим (обеспечивавшим) выполнение задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
7. Федеральный конституционный закон
от 13 декабря 2024 года
№ 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон
„О военном положении“ (проект № 758160–8).
Законом устанавливается возможность ограничения доступа к информации о деятельности органов прокуратуры на территориях, на которых введено военное положение. Генеральная прокуратура Российской Федерации наделяется соответствующими полномочиями по реализации вводимого регулирования.
8. Федеральный закон от 28 декабря 2024 года № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации“ (проект № 630715–8).
Законом вводится новый инструмент по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия – соглашение о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований. Соглашение необходимо согласовывать с органами прокуратуры. Федеральный закон направлен на совершенствование контрольной (надзорной) деятельности, усиление государственного контроля в отдельных сферах, цифровизацию данной деятельности и вносит соответствующие изменения в Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
9. Федеральный закон от 28 декабря 2024 года № 513-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 778284–8).
Законом устанавливается возможность приостановления запрета деятельности организации, включенной в единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, а также отмены такого приостановления, которые осуществляются по решению суда Российской Федерации, на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя при наличии фактических данных о том, что такая организация прекратила или возобновила осуществление противоправной деятельности.
Раздел III. Работа полномочного представителя Совета Федерации с обращениями граждан и организаций.
За отчетный период от граждан и организаций поступали обращения, касающиеся деятельности прокуратуры Российской Федерации и статуса прокуроров. Обращения, ответ на которые Совет Федерации давать не уполномочен, были направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и в прокуратуры субъектов Российской Федерации по подведомственности.
Раздел IV. Результаты деятельности полномочного представителя Совета Федерации.
Законодательное регулирование уголовного судопроизводства и статуса прокурора является важным элементом обеспечения законности и правопорядка в государстве.
Задачами полномочного представителя Совета Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в рамках данного направления являются обеспечение системности законодательных изменений, согласованности новелл с правоприменительной практикой, возможности эффективной реализации новаций как прокурорами, так и поднадзорными лицами.
Результатом деятельности полномочного представителя Совета Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации является тесное и плодотворное взаимодействие Совета Федерации с указанным органом. Главным показателем такого взаимодействия являются своевременные квалифицированные ответы Генеральной прокуратуры Российской Федерации на запросы сенаторов Российской Федерации и комитетов Совета Федерации.
Раздел V. Выводы и предложения.
По итогам выполненной работы можно сделать вывод о том, что взаимодействие Совета Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации посредством института представительства является действенным механизмом выработки согласованных предложений по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего предварительное расследование, прокурорский надзор и статус прокурора.
Необходимо также отметить искреннюю заинтересованность руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации в дальнейшем взаимодействии.