1. Общие положения:
1) Тезисы о наиболее значимых направлениях деятельности комитета:
В 2024 году деятельность членов Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (далее – члены комитета, комитет) была сосредоточена, в частности, на следующих ключевых направлениях:
реализация Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
проведение Консультаций по вопросу предложенных Президентом Российской Федерации кандидатур на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
проведение Консультаций по вопросу предложенной Президентом Российской Федерации кандидатуре на должность Генерального прокурора Российской Федерации;
рассмотрение вопросов о назначении судей высших судебных инстанций: Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, пяти судей Верховного Суда Российской Федерации;
рассмотрение вопросов о назначении членами Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации – представителями общественности;
рассмотрение вопроса о досрочном прекращении полномочий члена Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации — представителя общественности;
встреча Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
совещание Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации со статс-секретарями – заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти;
работа Совета по вопросам интеграции воссоединенных субъектов Российской Федерации в правовую и социально-экономическую системы Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
работа Совета по вопросам развития Сибири при Председателе Совете Федерации;
рассмотрение Доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2023 год;
работа в XII Петербургском международном юридическом форуме и связанных с ним мероприятиях;
работа Совета Законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации, его Президиума и Комиссии Совета Законодателей по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства и Комиссии Совета Законодателей по информационной политике, информационным технологиям и инвестициям.
2) Информация о результатах исполнения комитетом протокольных поручений Совета Федерации:
В отчетном периоде комитетом исполнено 11 протокольных поручений (8 – как ответственным исполнителем, 3 – как соисполнителем).
2. Законодательная деятельность:
1) Информация о количестве рассмотренных в комитете федеральных конституционных законов, федеральных законов (подробнее – в Приложении 1 и Приложении 2), законопроектов и проектов законодательных инициатив субъектов Российской Федерации:
В ходе заседаний комитета в 2024 году было рассмотрено 266 федеральных конституционных и федеральных законов, одобренных Государственной Думой; по 4 федеральным конституционным законам и 138 федеральным законам (всего 142) комитет выступил ответственным исполнителем, по 1 федеральному конституционному закону и 123 федеральным законам (всего 124) – соисполнителем.
Таким образом, за отчетный период комитет принял участие в рассмотрении и подготовке к рассмотрению 47.16% всех законов (федеральных конституционных законов и федеральных законов), рассмотренных на заседаниях Совета Федерации 2024 году. При этом комитет являлся ответственным исполнителем по 25.18% всех законов (федеральных конституционных законов и федеральных законов), рассмотренных на заседаниях Совета Федерации 2024 году.
В отчетном периоде комитет рассмотрел 462 проекта федеральных конституционных и федеральных законов (далее – проекты законов), из которых 280 проектов законов в качестве исполнителя и 182 проекта закона в качестве соисполнителя).
Также комитетом было рассмотрено 72 проекта законодательных инициатив субъектов Российской Федерации.
2) Информация о наиболее общественно значимых федеральных конституционных и федеральных законах, рассмотренных на заседании комитета (с краткой характеристикой):
— Федеральный закон от 26.02.2024 № 32-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О некоммерческих организациях“ (проект № 517112–8).
Законом расширена практика поддержки некоммерческого сектора и развития участия социально ориентированных организаций в реализации государственной политики в разных областях. К новым видам деятельности, отнесены: деятельность в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, организации и проведения мероприятий, способствующих развитию предусмотренных законодательством Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью; содержание животных в приютах для животных.
— Федеральный закон от 23.03.2024 № 60-ФЗ «О внесении изменений в статью 92 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 18 Федерального закона „О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений“ (проект № 532935–8).
Закон направлен на гуманизацию условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых.
Так, с 6 до 12 в год увеличивается минимальное количество телефонных разговоров осужденных с родственниками.
Установлена возможность предоставления в течение месяца одного дополнительного свидания с детьми подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в следственных изоляторах (женщинам и мужчинам-единственным родителям, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет).
— Федеральный закон от 06.04.2024 № 79-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (проект № 327269–8).
Закон направлен на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства и либерализацию уголовной ответственности за преступления экономической направленности.
Законом уточнен размер дохода, ущерба, иных размерных признаков, позволяющих квалифицировать деяние в сфере экономической деятельности, как совершенное в значительном, крупном или особо крупном размере.
— Федеральный закон от 22.04.2024 № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации“ (проект № 301952–8).
Закон направлен на совершенствование института адвокатуры.
В частности, предусматривается создание Единого государственного реестра адвокатов – единственного федерального государственного информационного ресурса, содержащего сведения об адвокатах, который будет вести федеральный орган юстиции.
Введены новые требования к уровню образования и перечню представляемых в квалификационную комиссию документов для лиц, которые претендуют на приобретение статуса адвоката.
Закрепляется статус Комплексной информационной системы адвокатуры России как автоматизированной информационной системы, принадлежащей на праве собственности Федеральной палате адвокатов и предназначенной для комплексной автоматизации деятельности Федеральной палаты адвокатов, адвокатских палат субъектов Российской Федерации, адвокатских образований и адвокатов, а также обеспечения всех видов информационного взаимодействия и др.
— Федеральный закон от 29.05.2024 № 110-ФЗ «О внесении изменений в статьи 81 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (проект № 313756–8).
Закон направлен на совершенствование порядка хранения и уничтожения изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и предметов, используемых для их производства и оборота.
Установлено, что после получения результатов исследований такие вещественные доказательства не подлежат дальнейшему хранению, а в установленном Правительством Российской Федерации порядке уничтожаются, утилизируются или реализуются.
Изменения позволят обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, предотвратив возможность возврата некачественной продукции в оборот, а также сократить расходование средств федерального бюджета, направляемых на хранение такой продукции.
— Федеральный закон от 29.05.2024 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“ (проект № 451178–8).
Закон предусматривает создание реестра лиц, обязанных уплачивать алименты, к которым приняты меры принудительного исполнения, имеющих задолженность по алиментам при этом, привлеченным к административной и уголовной ответственности, а также находящихся в розыске.
Сведения, содержащиеся в реестре должников по алиментным обязательствам – общедоступны, являются источником получения информации, и скрыть факт ненадлежащего содержания детей и нетрудоспособных родителей неплательщикам алиментов будет сложнее.
— Федеральный закон от 29.05.2024 № 112-ФЗ «О внесении изменений в статью 101 Федерального закона „Об исполнительном производстве“ (проект № 202698–8).
Закон направлен на уточнение и дополнение видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в рамках исполнительного производства.
Перечень дополнен социальными пенсиями по инвалидности, федеральными социальными доплатами к пенсии, региональными социальными доплатами к пенсии, которые назначаются детям-инвалидам, инвалидам, признанным в установленном законодательством порядке недееспособными.
В виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, включены выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств федерального бюджета (федеральная социальная выплата) в дополнение к уже защищенным от списания выплатам к пенсии по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (региональная социальная выплата).
— Федеральный закон от 12.06.2024 № 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 482117–8).
Закон установил административную ответственность за принудительную высадку из автобуса, трамвая или троллейбуса инвалида I группы, следующего без сопровождающего лица, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
— Федеральный закон от 08.08.2024 № 219-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 549382–8).
— Федеральный закон от 08.08.2024 № 264-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4.5 и 20.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 590886–8).
— Федеральный закон от 08.08.2024 № 220-ФЗ «О внесении изменений в статью 2841 Уголовного кодекса Российской Федерации»
(проект № 590898–8).
Законы направлены на минимизацию иностранного влияния на социальные и политические институты российского общества.
Расширен перечень организаций, деятельность которых может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Закреплена возможность признания нежелательной деятельности не только неправительственной иностранной и международной организации, но также и организации, учредителем (участником) которой являются государственные органы иностранного государства.
— Федеральный закон от 08.08.2024 № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 614967–8).
— Федеральный закон от 08.08.2024 № 248-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 615003–8).
Законами введены дополнительные меры по обеспечению национальной безопасности в сфере миграции в части сокращения срока временного пребывания безвизовых иностранных граждан, определения условий нахождения иностранцев на территории Российской Федерации, введения режима высылки в отношении лиц, не имеющих законных оснований для нахождения в Российской Федерации, введения Реестра контролируемых лиц, с установлением их особого правового статуса, применение к ним мер федерального государственного контроля (надзора), наделения органов внутренних дел и иных органов государственной власти необходимыми полномочиями для реализации вышеназванных мер, а также устанавливаются дополнительные полномочия органов внутренних дел по принятию решений об административном выдворении и иных процессуальных решений.
— Федеральный закон от 08.08.2024 № 216-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 506252–8).
— Федеральный закон от 08.08.2024 № 217-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 506241–8).
— Федеральный закон от 08.08.2024 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (проект № 506240–8).
Законами ограничен доступ к сайтам в сети «Интернет», на которых распространяется информация, оскорбляющая человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающая явное неуважение к обществу, содержащая изображение действий с признаками противоправных, в том числе насильственных, и распространяемая из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений (треш-стримы).
— Федеральный закон от 26.10.2024 № 358-ФЗ «О внесении изменений в статью 256 Федерального закона „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“ и Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ (проект № 474730–8).
Закон исключил возможность использования фиктивных браков и фиктивного установления отцовства для незаконного получения иностранными гражданами и лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации или имеющими детей – граждан Российской Федерации, миграционного статуса на территории Российской Федерации путем установления дополнительных условий упрощенного получения разрешения на временное проживание и вида на жительство, и уточняет основания их аннулирования.
— Федеральный закон от 09.11.2024 № 383-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (проект № 729111–8).
— Федеральный закон от 09.11.2024 № 384-ФЗ «О внесении изменения в статью 63 Уголовного кодекса Российской Федерации» (проект № 729112–8).
— Федеральный закон от 09.11.2024 № 385-ФЗ «О внесении изменения в статью 153 Федерального закона „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ (проект № 729110–8).
— Федеральный закон от 09.11.2024 № 377-ФЗ «О внесении изменений в статьи 151 и 152 Федерального закона „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ (проект № 729100–8).
Законы предусматривают системное решение вопросов противодействия незаконной миграции.
Усилена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции. Установлены нижние пределы наказания в виде лишения свободы за организацию незаконной миграции и повышена ответственность за их совершение. При этом, совершение данного преступления в составе организованной группы или в целях совершения на территории Российской Федерации тяжких, особо тяжких преступлений влечет наказание от 8 до 15 лет лишения свободы с возможным назначением штрафа от 3 до 5 миллионов рублей, что отнесет их к особо тяжким преступлениям. Увеличивается с 3 до 5 лет лишения свободы максимальное наказание за преступления, связанные с фиктивной регистрацией и фиктивной постановкой на учет иностранных граждан. Кроме того, как тяжкое преступление будет квалифицироваться подделка документов, совершенная по предварительному сговору, организованной группой или в целях совершения иного преступления.
К обстоятельствам, отягчающим уголовное наказание, отнесено совершение преступления лицом, незаконно находящимся на территории Российской Федерации.
Предусматривается, что проводить экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства Российской Федерации и выдавать сертификат могут только государственные учреждения. Введен запрет на проведение экзамена третьими лицами. Правительство Российской Федерации утверждает перечень таких государственных учреждений, критерии их включения в этот перечень, а также размер платы за сдачу экзамена.
Внесудебную блокировку будет осуществлять Генеральная прокуратура Российской Федерации. При этом Генеральной прокуратурой Российской Федерации будет осуществляться постоянный мониторинг и проводиться дополнительные проверки.
— Федеральный закон от 09.11.2024 № 379-ФЗ «О внесении изменения в статью 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 662244–8).
Установлено, что административный арест не может применяться к женщинам, имеющим детей-инвалидов либо являющимся усыновителями, опекунами или попечителями детей в возрасте до 14 лет и (или) детей-инвалидов, мужчинам, являющимся одинокими родителями и имеющим детей в возрасте до 14 лет и (или) детей-инвалидов либо являющимся единственными усыновителями, опекунами или попечителями указанных детей.
— Федеральный закон от 23.11.2024 № 411-ФЗ «О внесении изменений в статьи 106 и 151 Федерального закона „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 724769–8).
— Федеральный закон от 23.11.2024 № 401-ФЗ «О внесении изменений в статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 724905–8).
Законами введен запрет на пропаганду отказа от деторождения в социальных сетях, СМИ, фильмах, рекламе, среди детей и устанавливается внесудебный порядок блокировки указанной информации в сети «Интернет».
Одновременно за пропаганду отказа от деторождения введена административная ответственность. Меры ответственности установлены аналогичными санкциям за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений или предпочтений, смены пола.
При этом распространение информации о монашеском образе жизни и соблюдении обета безбрачия административным не является правонарушением.
— Федеральный закон от 23.11.2024 № 405-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации» (проект № 671278–8).
Установлено, что не могут быть усыновителями, а также опекунами (попечителями) детей, граждане государств, в которых разрешены смена пола и внесение в документы, удостоверяющие личность, изменений о половой принадлежности этих граждан, а также лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в таких государствах.
— Федеральный закон от 30.11.2024 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 502104–8).
— Федеральный закон от 30.11.2024 № 421-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (проект № 502113–8).
Законы направлены на повышение уровня информационной безопасности и защиты персональных данных граждан, в том числе, путем снижения количества случаев утечек персональных данных.
Внесены изменения, направленные на установление ответственности за правонарушения в области персональных данных (в том числе в области обработки биометрических персональных данных) и усиление существующих мер административной ответственности.
Уголовная ответственность установлена за незаконное использование, передачу, сбор или хранение неправомерно полученной компьютерной информации, содержащей персональные данные.
— Федеральный закон от 30.11.2024 № 440-ФЗ «О внесении изменений в статью 8.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 41446–8).
Закреплена административная ответственность за несоблюдение требований к содержанию домашних животных.
Меры ответственности установлены аналогичными санкциям за несоблюдение общих требований к содержанию животных.
При этом указанная ответственность не применяется к владельцу животного в случае, если нарушение допущено в результате действий или бездействия иного лица, осуществляющего непосредственный надзор за животным.
— Федеральный закон от 26.12.2024 № 490-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (проект № 728324–8).
Закон направлен на повышение уровня безопасности дорожного движения и снижения аварийности на дорогах.
С 1 января 2025 года увеличены размеры административных штрафов по 12 статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе за: превышение скорости, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, езду без ремней, езду по выделенной полосе, непропуск скорой помощи или полиции, стоянку под запрещающим знаком, управление транспортным средством в состоянии опьянения, отказ от медицинского освидетельствования, нарушение Правил дорожного движения с причинением легкого или средней тяжести вреда здоровью, нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта и др.
— Федеральный закон от 28.12.2024 № 514-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (проект № 670471–8).
Законом усилена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий (в том числе с использованием Интернета).
Изменения упорядочивают правоприменительную практику в сфере привлечения к уголовной ответственности лиц, оказывающих медицинскую помощь.
— Федеральный закон от 28.12.2024 № 515-ФЗ «О внесении изменения в статью 1511 Уголовного кодекса Российской Федерации» (проект № 782112–8).
Закон направлен на усиление мер защиты жизни и здоровья граждан от табачной и никотинсодержащей продукции и последствий ее потребления.
Установлена уголовная ответственность за повторную продажу несовершеннолетним табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции или сырья для их производства, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции.
3) Информация о подготовленных комитетом постановлениях Совета Федерации:
Комитетом подготовлено и внесено на рассмотрение Совета Федерации 158 проектов постановлений Совета Федерации.
3. Законопроектная работа (законодательные инициативы, подготовленные и внесенные сенаторами Российской Федерации – членами комитета):
1) Информация о законопроектах, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в рамках реализации права законодательной инициативы сенаторами Российской Федерации – членами комитета:
В отчетном периоде в Государственную Думу был внесен 71 проект федеральных законов, субъектами права законодательной инициативы по которым являются члены комитета.
2) Информация о принятых федеральных законах, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в рамках реализации права законодательной инициативы сенаторами Российской Федерации – членами комитета:
В отчетном периоде Советом Федерации было рассмотрено и одобрено 56 федеральных законов (9.93% от всех законов, рассмотренных на заседаниях Совета Федерации 2024 году), субъектами права законодательной инициативы по которым являлись члены комитета (в т. ч. внесенных до 1 января 2024 года).
4. Обзор подготовленных и проведенных мероприятий:
1) Сведения о количестве заседаний комитета, в том числе очередных, внеочередных, расширенных, совместных:
В отчетном периоде комитет провел 32 заседания: 23 очередных, 1 расширенное, 8 совместных.
2) Информация о подготовленных и проведенных мероприятиях:
Комитетом за 2024 год самостоятельно проведено 45 мероприятий (»круглые столы», совещания, семинары-совещания, парламентские слушания).
3) Информация об участии в подготовке и проведении мероприятий в Совете Федерации:
В качестве соисполнителя комитет принимал участие в подготовке и проведении, в частности, следующих мероприятий:
совещания «Совершенствование контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления с участием представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации» (совместно с Советом по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Комиссией Совета Федерации по мониторингу законодательства Российской Федерации в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации);
XII Рождественских парламентских встреч в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений на тему «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»;
заседания Совета по вопросам интеграции воссоединенных субъектов Российской Федерации в правовую и социально-экономическую системы Российской Федерации при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
совещания «О подготовке к выборам Президента Российской Федерации в 2024 году»;
«круглого стола» на тему «Вопросы противодействия правовой агрессии со стороны США и стран Запада»;
совещания «О мерах по противодействию вовлечению несовершеннолетних в террористическую деятельность с использованием фото-, аудио- и видеоматериалов, созданных в том числе с помощью искусственного интеллекта».
Информация об участии в подготовке и проведении «правительственного часа».
В отчетном периоде комитет не участвовал в подготовке «правительственного часа». Члены комитета участвовали в проведении «правительственных часов», подготовленных другими комитетами Совета Федерации.
Информация об участии в подготовке и проведении «времени эксперта».
В отчетном периоде комитет не участвовал в подготовке «времени эксперта». Члены комитета участвовали в проведении «времени эксперта», подготовленного другими комитетами Совета Федерации.
Информация об участии в подготовке и проведении Дней субъекта Российской Федерации в Совете Федерации (далее – Дней субъекта).
В отчетном периоде комитет не участвовал в подготовке Дней субъекта. Члены комитета участвовали в проведении Дней субъекта, подготовленного другими комитетами Совета Федерации.
Информация об участии в работе комиссий Совета Федерации.
В отчетном периоде члены комитета приняли участие в деятельности 5 комиссий Совета Федерации:
Комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации;
Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации;
Комиссии Совета Федерации по мониторингу законодательства Российской Федерации в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации;
Комиссии Совета Федерации по сохранению и развитию народных художественных промыслов в Российской Федерации;
Комиссии Совета Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Информация об участии в работе органов при Совете Федерации, при Председателе Совета Федерации.
Члены комитета в 2024 году принимали активное участие в деятельности:
Совета по вопросам интеграции воссоединенных субъектов Российской Федерации в правовую и социально-экономическую системы Российской Федерации при Совете Федерации;
Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации;
Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации;
Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации;
Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах Российской Федерации при Совете Федерации;
Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации;
Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества.
4) Информация об участии членов комитета в мероприятиях, проводимых другими органами и организациями.
В отчетном периоде комитет на постоянной основе осуществлял взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
В течение отчетного периода члены комитета принимали участие в деятельности Правительственных комиссий, межведомственных комиссий и рабочих групп, трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений.
Также члены комитета принимали участие, в частности, в следующих мероприятиях: Петербургском международном экономическом форуме, Четвертом Евразийском женском форуме, Всероссийском форуме «Труженики села», Всероссийском женском форуме «Женщины: сохраняем традиции — развиваем Россию», Всероссийском форуме информационной безопасности «Инфофорум-2024», X Всероссийском конгрессе политологов, Всероссийском Юнармейском слете, XXVII Форуме современной журналистики «Вся Россия 2024», II Русском экономическом форуме, Итоговом форуме «Сообщество», Форуме «Большая семья – большая Россия в День семьи, любви и верности», Съезде Российского общества «Знание», Съезде общероссийской общественной организации по поддержке семей «Союз семей России» и др.
5. Парламентский контроль:
1) Информация о результатах парламентского контроля:
а) В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» комитет на постоянной основе осуществляет мониторинг перечня разрабатываемых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм федеральных законов, принятых в 2021 – 2024 годах.
В перечне указанных нормативных правовых актов за третий квартал 2024 года к вопросам ведения комитета относится 13 федеральных законов и предусмотрена разработка и принятие 39 нормативных правовых актов.
По всем нормативным правовым актам соблюдается установленный срок их принятия.
б) В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» комитет на постоянной основе осуществляет экспертизу проектов постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся государственных программ.
2) Информация о результатах исполнения постановлений Совета Федерации:
Согласно пункту 6 постановления Совета Федерации от 24 мая 2023 года № 232-СФ «О докладе Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2022 год» (далее – Постановление) на комитет был возложен контроль за исполнением указанного Постановления.
Информация об исполнении пункта 2 Постановления была направлена Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Указанный в пункте 3 Постановления проект федерального закона № 330760–8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации (Федеральный закон от 25 декабря 2023 года № 668-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Во исполнение пункта 4 Постановления Генеральной прокуратурой Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон „О прокуратуре Российской Федерации“.
Данный законопроект не был поддержан рядом ведомств. Генеральной прокуратурой Российской Федерации был разработан концептуально иной проект федерального закона. В настоящее время данный законопроект направлен в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации для получения мнения.
6. Участие в международном сотрудничестве.
Члены комитета в 2024 году принимали активное участие в подготовке и проведении международных мероприятий, мероприятий с международным участием, а также участвовали в работе делегаций Совета Федерации в международных парламентских организациях, межпарламентских комиссиях по двустороннему сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации с парламентами иностранных государств и групп по сотрудничеству Совета Федерации с парламентами иностранных государств.
Члены комитета участвовали в деятельности групп по сотрудничеству Совета Федерации с парламентами стран Латинской Америки, Советом Нации Алжирской Народной Демократической Республики, Национальной ассамблеей Республики Ангола, Государственным Собранием Венгрии, Национальным собранием Социалистической Республики Вьетнам, Кнессетом Государства Израиль, Советом штатов Парламента Республики Индии, Собранием исламского совета Исламской Республики Иран, Сенатом Генеральных Кортесов Королевства Испания, Всекитайским Собранием Народных Представителей Китайской Народной Республики, Сенатом Демократической Республики Конго, Верховным Народным Собранием Корейской Народно-Демократической Республики, Верховным Народным Собранием Корейской Народно-Демократической Республики, Сенатом Парламента Республики Мадагаскар, Национальным собранием Федерального парламента Непала, Национальной ассамблеей Республики Никарагуа, Сенатом Исламской Республики Пакистан, Народной скупщиной Республики Сербии, Государственным советом Республики Словении, Сенатом Конгресса Республики Филиппины, Сабором (Парламентом) Республики Хорватии, Национальной ассамблеей Республики Эквадор, Советом Федерации Федеративной Демократической Республики Эфиопии, Сенатом Экваториальной Гвинеи.
Кроме того, члены комитета участвовали в работе:
Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ);
Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (ПС СБР);
Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ);
Межпарламентского союза (МПС), Межпарламентской комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по межрегиональному сотрудничеству;
Парламентской делегации Российской Федерации в Межпарламентской Ассамблее государств — участников Содружества Независимых Государств, а также в качестве представителей Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в работе постоянных комиссий Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств и мероприятиях;
Парламентской делегации Российской Федерации в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России;
а также в работе Комиссий по сотрудничеству между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Сенатом Парламента Республики Казахстан, Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия.
Кроме того, члены комитета участвовали в официальных встречах с послами иностранных государств как в рамках делегаций Совета Федерации, так и лично.
7. Информация о деятельности подкомитетов.
В соответствии с пунктом 16 Положения о комитете в отчетном периоде в составе комитета осуществляли деятельность следующие подкомитеты:
— по административному праву;
— по гражданскому праву и семейному праву;
— по вопросам судебной власти, прокуратуры, защиты прав и свобод граждан.
8. Информация о деятельности консультативных и совещательных органов при комитете.
В 2024 году экспертно-консультативный совет при комитете (далее – ЭКС) осуществлял свою деятельность в очном формате и с использованием средств видео-конференц-связи.
Работа ЭКС была проведена по следующим направлениям.
1) Работа с обращениями граждан и организаций, направляемых в адрес Совета Федерации, и порученных для рассмотрения аппарату Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
Предметом рассмотренных обращений были вопросы уголовно-правового, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного характера, вопросы в области арбитражного, административного, гражданского процесса, организации судебной системы, вопросы совершенствования социально-экономической защищенности граждан.
Также рассматривались запросы граждан и организаций, касающиеся семейного законодательства, вопросы организации муниципального контроля, организации деятельности адвокатуры.
2) Обобщение и подготовка экспертных мнений по запросам членов Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
3) Помощь в подготовке и непосредственное участие в «круглых столах», организованных комитетом. Обобщение поступавших предложений по итогам проведенных мероприятий.
4) Формирование экспертных мнений по проектам законодательных инициатив.
9. Информация о результатах работы с обращениями граждан.
За отчетный период Комитетом проработано 981 обращение, из них 421 обращение по вопросам содействия военнослужащим-участникам специальной военной операции в получении медицинской помощи, возвращении из плена, получении положенных выплат и иных мерах социальной поддержки. 200 обращений по подведомственности направлены в Министерство обороны Российской Федерации, Главную военную прокурору и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Общая переадресация в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам в соответствии с их компетенцией за весеннюю сессию составила 252 обращения.
Все обращения были рассмотрены в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан в Совете Федерации Федерального Собрания, утвержденной распоряжением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 февраля 2022 года № 189рп-СФ.
По предметам обращений граждан за указанный период: около 40% – по вопросам мобилизованных военнослужащих и их семей; 17% обращений содержали предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, 13% – отклики на проекты федеральных законов, находящихся на рассмотрении в Государственной Думе; 15% – о реформировании судебной системы, из которых примерно 15% – обжалование (несогласие) с судебными решениями; 10% содержали различные вопросы.
10. Сведения об общем количестве выступлений и комментариев членов комитета в средствах массовой информации, в том числе в парламентских средствах массовой информации.
В отчетном периоде члены комитета осуществляли взаимодействие с федеральными и региональными средствами массовой информации, принимали участие в теле- и радиоэфирах, давали комментарии и интервью информационным агентствам, сетевым и печатным изданиям.
Взаимодействие осуществлялось в различных формах: комментирование позиций комитета в части разъяснения концепции и основных положений разрабатываемых, внесенных, рассматриваемых, принимаемых, одобряемых (либо отклоняемых) законопроектов и законов, деятельности комитета в рамках вопросов его ведения, интервьюирование на актуальные темы, участие в тематических телевизионных программах и эфирах, радиопередачах и радиоэфирах.
Члены комитета активно взаимодействовали с пресс-службой Совета Федерации, а также с парламентскими средствами массовой информации (телеканал «Вместе-РФ», «Парламентская газета», журнал «Российская Федерация сегодня», интернет-ресурс «Сенат-информ»).
Так, в отчетном периоде на официальном сайте Совета Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» была размещена 1061 публикация, содержащая информацию о деятельности комитета и членов комитета. Кроме того, на сайте Совета Федерации членами комитета было опубликовано 18 тематических статей в разделе «Блоги».
В отчетном периоде:
на сайте «Парламентской газеты» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено 1010 публикаций, содержащих информацию о деятельности комитета и членов комитета;
на сайте сетевого издания «Сенат-информ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было размещено 983 публикации, содержащих информацию о деятельности комитета и членов комитета;
на сайте телеканала «Вместе-РФ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» была размещена 331 публикация, содержащая информацию о деятельности комитета и членов комитета.
Приложение 1 (в .pdf версии)
Приложение 2 (в .pdf версии)