Планы и отчеты

Информация об итогах выполнения Л.Н. Глебовой обязанностей полномочного представителя Совета Федерации в Общественной палате Российской Федерации в 2024 году

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Любовь Николаевна Глебова назначена полномочным представителем Совета Федерации в Общественной палате Российской Федерации постановлением Совета Федерации от 14 февраля 2018 года №51-СФ. Переназначена на эту должность постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 19 октября 2022 года №460-СФ.

В 2024 году работа Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) и Общественной палаты Российской Федерации строилась по следующим направлениям.

 

I. Взаимодействие Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации

 

В течение года Общественная палата Российской Федерации организовывала форумы активных граждан «Сообщество» в федеральных округах, в которых принимали участие сенаторы Российской Федерации, представители органов государственной власти, общественных институтов и гражданские активисты из всех субъектов Российской Федерации:

30 – 31 мая форум Сибирского федерального округа в г.Иркутске, тема «Бережно к России: сохранение и развитие потенциала территорий»;

18 – 19 июля форум Центрального федерального округа в г.Калуге, тема «С любовью к России: развитие страны для будущих поколений»;

22 – 23 августа форум Северо-Кавказского федерального округа в г.Магасе, тема «Величие России: сохранение наследия и многовековых традиций»;

1 – 2 ноября итоговый форум «Сообщество» в г.Москве, тема «Россия 2030: общественные инициативы для нового времени».

В течение года полномочный представитель Совета Федерации в Общественной палате Российской Федерации Л.Н. Глебова проводила совещания и совместные мероприятия с руководством Общественной палаты Российской Федерации, председателями комиссий и членами Общественной палаты Российской Федерации, а также принимала участие в мероприятиях, посвященных актуальным вопросам развития некоммерческого сектора в России. Среди них особо можно выделить следующие:

15 февраля – первый Форум гражданских инициатив «НКО ДНР. Новый уровень», открывшегося при участии представителей органов государственной власти, некоммерческих организаций и гражданских активистов в г.Мариуполе Донецкой Народной Республики;

27 июня – обсуждение методики формирования рейтинга третьего сектора «Регион-НКО» 2024 года, которое состоялось в рамках «круглого стола» в Общественной палате Российской Федерации;

8 июля – Форум «Большая семья – большая Россия в день семьи, любви и верности», прошедшего в Общественной палате Российской Федерации;

4 декабря – расширенное заседание Совета при Председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества на тему: «Государственно-общественный характер семейной политики в Российской Федерации», которое прошло в рамках форума «Общественные инициативы в год Семьи: взаимодействие институтов гражданского общества и государства», организованного в Общественной палате Российской Федерации.

 

На регулярной основе ведется мониторинг практики применения федерального и регионального законодательства по вопросам развития гражданского общества в России, а также участия общественных институтов в реализации государственной политики в самых разных сферах жизни страны.

Ежегодно Совет Федерации рассматривает и одобряет десятки законодательных инициатив, позволяющих общественным институтам и гражданским активистам полноценно участвовать в решении общественно полезных задач. Созданы условия для привлечения государственных, предпринимательских и частных инвестиций в проекты и программы некоммерческих организаций, а также для снижения административной нагрузки на них со стороны контрольно-надзорных органов.

 

II. Участие Совета Федерации в мероприятиях общественных палат и общественных институтов субъектов Российской Федерации

 

В 2024 году впервые был проанализирован некоммерческий сектор Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области. По ряду показателей рейтинга «Регион-НКО» возвращенным историческим территориям удалось занять лидирующие позиции: Луганская Народная Республика оказалась на первом месте по результативности участия в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив, Донецкая Народная Республика по этому показателю на третьем месте, Херсонская и Запорожская области на третьем и четвертом местах соответственно по медиаактивности некоммерческого сектора. В Топ-5 наиболее динамичных регионов (рост более 35 позиций за пять лет) вошли: Нижегородская область (+55 позиций в рейтинге), Краснодарский край (+52 позиции в рейтинге), Оренбургская область (+44 позиции в рейтинге), Новгородская область (+42 позиции в рейтинге), Ленинградская область (+39 позиций в рейтинге).

Мониторинг развития институтов гражданского общества в субъектах Российской Федерации выявил следующих лидеров среди региональных общественных палат: Ульяновская область, Республика Татарстан, Ленинградская область.

С каждым годом растет количество некоммерческих организаций, ставших участвующих в реализации социальных услуг в рамках получения социального контракта. Положительную динамику в данной сфере демонстрируют такие субъекты Российской Федерации, как Ленинградская область, Республика Башкортостан, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

Вопросы обеспечения негосударственной поддержки участников специальной военной операции и деятельность Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» были в центре внимания на круглом столе, организованном Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике (20 февраля 2024 года). Были рассмотрены вопросы реализации программ поддержки ветеранов и граждан, пострадавших в ходе специальной военной операции и недавние изменения в нормативных правовый актах, позволяющие некоммерческим организациям, учрежденным государственными органами власти, войти в Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, что в свою очередь позволит привлечь больше средств для оказания помощи участникам специальной военной операции и членам их семей, а также уменьшить сроки предоставления этой помощи.

В 2024 году Общественная палата Российской Федерации при участии некоммерческих организаций и гражданских активистов вела проект «Правовая помощь участникам специальной военной операции и их семьям». В рамках проекта в течение года рассматривались обращения, требующие не только консультаций, но и подготовки документов, взаимодействия с органами власти, участия в судах. Основные вопросы касались военной службы, увольнения, денежного обеспечения, прохождения военно-врачебных комиссий, выплат по ранениям и социальных льгот, а также поиска и обмена военнослужащих. В ряде случаев члены Общественной палаты Российской Федерации совместно с сенаторами Российской Федерации помимо юридической поддержки оказывают непосредственную помощь жителям приграничных регионов, попавшим в трудную жизненную ситуацию, по устройству в центрах временного размещения, перевозке тяжелобольных пожилых людей в больницы, получению гуманитарной помощи.

При поддержке Общественной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Новосибирской области в регионе запущен пилотный проект по работе консультационно-координационного Центра поддержки ветеранов, уволенных в запас из Вооруженных Сил и других силовых органов Российской Федерации, в том числе участников специальной военной операции. Задачами центра являются бесплатная психологическая, юридическая и информационная помощь в процессе социальной адаптации ветеранам и инвалидам военной службы, пенсионерам правоохранительных органов Российской Федерации, участникам специальной военной операции, а также членам их семей, в виде получения необходимых услуг в режиме «одного окна».

Одними из ключевых вопросов регулярного взаимодействия сенаторского корпуса с Общественной палатой Российской Федерации и региональными общественными палатами стала тема создание условий содействия воспитанию детей и молодежи, развития социального института воспитания, создания масштабных возможностей для развития общественной активности детей и молодежи, поддержки детских и молодежных гражданских инициатив, вовлечения молодежи в широкую сферу социально активной и общественно полезной деятельности. С участием представителей Совета Федерации прошли научно-методические семинары, конференции, форумы в г.Арзамасе Нижегородской области (25 апреля 2024 года), г.Севастополе (8 октября 2024 года), г.Кирове (12 ноября 2024 года). Итоги дискуссий легли в основу совершенствования подходов, механизмов, технологий воспитательной работы общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых».

Особое внимание уделялось расширению присутствия женщин в общественно-политической жизни страны. Были организованы тематические сессии в рамках Всероссийского женского форума, в ходе которых обсуждалась практика применения федерального законодательства, а также был рассмотрен успешный опыт сотрудничества органов государственной власти и некоммерческого сектора в реализации Национальной стратегии в интересах женщин на 2023 – 2030 гг. (5 марта 2024 года). Сенаторы Российской Федерации и члены Общественной палаты Российской Федерации стали в третьем сезоне всероссийского проекта «Женщины: школа наставничества», реализуемого Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, координаторами направления «Политика» (сентябрь – декабрь 2024 года). Общественно-государственный характер государственной политики Российской Федерации был представлен сенаторами Российской Федерации, членами Общественной палаты Российской Федерации и гражданскими активистами на тематической сессии «Гуманитарная миссия женщин: мировой опыт и перспективы сотрудничества» VI Евразийского женского форума в г.Санкт-Петербурге (18 сентября 2024 года). Подчеркивалось, что в России меры поддержки общественных институтов уже довольно давно относятся к числу главных задач государственной власти. В нашей стране сформировалась большая практика грантовой поддержки некоммерческого сектора, причем в разных направлениях деятельности. Не только социально ориентированные некоммерческие организации сегодня получают поддержку, но и те, кто ведет образовательную деятельность, деятельность в сфере культурной политики, деятельность, связанную с молодежной политикой. Меры этой поддержки определены на государственном уровне и в законодательном, и в нормативно-правовом регулировании.

При участии Общественной палаты Российской Федерации в Москве прошел IX Гражданский форум БРИКС (3 – 4 июня 2024 года). Он объединил более 450 представителей гражданского общества из более чем двадцати стран — как действующих членов объединения, так и потенциальных. Обсуждались принципы справедливого развития и равноправного миропорядка, суверенного экономического и финансового развития, проблемы образования, здравоохранения, этики новых технологий, благополучия человека. Результатом работы форума стали рекомендации, разработанные гражданским обществом. Их итоги в обобщенном виде были отражены в декларации XVI саммита БРИКС, прошедшего в г.Казани (22 – 24 октября 2024 года).

 

III. Формирование законодательной и нормативно-правовой базы для развития некоммерческого сектора и общественных институтов

 

В 2024 году принят ряд Федеральных законов, расширяющих участие некоммерческого сектора в реализации государственной политики в разных областях. Среди них:

Федеральный закон от 26 февраля 2024 года № 32-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О некоммерческих организациях“» (в части расширения перечня видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций). Федеральный закон продолжает последовательную политику государства по расширению практики поддержки некоммерческого сектора и развития участия социально ориентированных организаций в реализации государственной политики в разных областях. К новым видам деятельности, позволяющим некоммерческой организации получить статус социально ориентированной некоммерческой организации и тем самым претендовать на государственные меры поддержки, отнесены:

деятельность в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, организации и проведения мероприятий, способствующих развитию предусмотренных законодательством Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью;

содержание животных в приютах для животных.

Федеральный закон уточняет, что государственные и муниципальные учреждения наравне с государственными корпорациями, государственными компаниями, общественными объединениями, являющимися политическими партиями, не отнесены к социально ориентированным некоммерческим организациям. В целях формирования доверия к деятельности некоммерческих организаций со стороны государства и общества Федеральным законом предписывается публиковать на информационном ресурсе уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» устав некоммерческой организации.

Федеральный закон от 06 апреля 2024 года № 75-ФЗ «О Федеральном законе „О внесении изменений в Федеральный закон „О свободе совести и о религиозных объединениях“». Федеральный закон регулирует правовые вопросы утверждения порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, а также порядка регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации в Российской Федерации. Законопроектом предлагается непосредственно в Федеральном законе № 125-ФЗ закрепить за Министерством юстиции России полномочия по этому кругу вопросов. Данная практика была отражена в ряде подзаконных актов с 2004 года. В настоящее время она, в частности, зафиксирована в Указе Президента Российской Федерации от 13 апреля 2023 года № 10 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».

Федеральный закон от 08 августа 2024 года № 265-ФЗ «О Федеральном законе „О внесении изменения в статью 2 Федерального закона „О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)“» (в части расширения целей волонтерства). Федеральным законом уточнены цели осуществления добровольчества (волонтерства) по содействию в сохранении, укреплении и продвижении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ценностей крепкой семьи, брака как союза мужчины и женщины, а также многодетности. Внесение изменений в статью 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» обусловлено рядом нормативно-правовых актов, изданных Президентом Российской Федерации в последние годы:

Указом Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

Указом Президента Российской Федерации № 875 от 22 ноября 2023 года «О проведении в Российской Федерации Года семьи»;

Поручением по социально-экономическим вопросам от 8 марта 2024 года, согласно которому Администрации Президента Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных государственных органов следует внести предложения по разработке и реализации национального проекта, направленного на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Федеральный закон от 08 августа 2024 № 322-ФЗ «О Федеральном законе „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“» (в части установления института наставничества в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних). Федеральный закон обеспечивает участие наставников, благотворительных, добровольческих (волонтерских) организаций в профилактической работе с несовершеннолетними и создает институт наставничества в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений. Для осуществления данной деятельности формируется государственная информационная система, а также реестры наставников и организаций.

Федеральный закон от 30 сентября 2024 года № 333-ФЗ «О Федеральном законе „О внесении изменений в статью 311 Федерального закона „О некоммерческих организациях“» (в части расширения перечня видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций). Федеральным законом благоустройство территорий включается в перечень видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и вносится изменение в статью 311 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Тем самым органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории и органы местного могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, реализующим такую деятельность. Федеральный закон устанавливает правовые основания для признания на законодательном уровне социально ориентированными некоммерческими организациями в том числе такие некоммерческие организации, как территориальные общественные самоуправления. Таким образом, закреплена существовавшая ранее практика полноценного участия некоммерческого сектора в благоустройстве территорий.

Федеральный закон от 13 декабря 2024 года № 457-ФЗ «О Федеральном законе „О внесении изменений в Федеральный закон „О некоммерческих организациях“» (в части учета некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является Российская Федерация). Изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» наделяют Министерство юстиции Российской Федерации полномочиями по учету некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является Российская Федерация. По предварительной информации в настоящее время их насчитывается не менее 80. Некоммерческие организации, которые были созданы до дня вступления в силу этого Федерального закона, в течение тридцати дней после его вступления в силу должны передать необходимые сведения в Министерство юстиции Российской Федерации. Государственные корпорации, государственные компании, а также созданные ими некоммерческие организации, государственные учреждения под действия данного Федерального закона не подпадают.

 

Общественная экспертиза проектов конституционных и федеральных законов проводится Общественной палатой Российской Федерации с целью достижения согласия граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления по общественно значимым вопросам государственной политики. Среди прочих в Общественной палате Российской Федерации обсуждались проекты федеральных законов, рассмотренные в Государственной думе Российской Федерации и Совете Федерации и подписанные Президентом Российской Федерации:

Федеральный закон от 13 июля 2024 года № 179-ФЗ «О ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей» (об установлении семейной налоговой выплаты);

Федеральный закон от 8 августа 2024 года № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 23 ноября 2024 года № 391-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“ и Федеральный закон „Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“»;

Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» (обсуждения, посвященные совершенствованию инфраструктуры молодежной политики, в том числе закреплению приоритета патриотической работы с молодежью).

 

В рамках взаимодействия Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации на систематической основе продолжились начатые в прошлые годы обсуждения, посвященные проблемам воспитания гражданина и патриота, формирования в соответствии с 67.1 статьей Конституции Российской Федерации гармонично развитой личности, расширения просветительской деятельности в России.

IV. Перспективы и планы в рамках взаимодействия Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации.

 

В рамках празднования двадцатилетия Общественной палаты Российской Федерации (первое пленарное заседание состоялось 22 января 2006 года) в течение всего года запланирован ряд просветительских мероприятий во всех регионах Российской Федерации. Среди приоритетных тем взаимодействия Совета Федерации и Общественной палаты Российской Федерации в 2025 году целесообразно обозначить следующие:

участие общественных институтов в реализации государственной политики по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

интеграция некоммерческого сектора возвращенных исторических территорий в единое законодательно-правовое и общественное пространство Российской Федерации;

усовершенствование законодательства по поддержке некоммерческого сектора и институтов гражданского общества;

развитие взаимодействия институтов гражданского общества Союзного государства России и Белоруссии.