Председатель
Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Клишас Андрей Александрович назначен полномочным
представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной
прокуратуре Российской Федерации постановлением Совета Федерации от 26 ноября
2014 года № 587-СФ, и полномочным представителем Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации в Следственном комитете Российской Федерации
постановлением Совета Федерации от 26 ноября 2014 года № 588-СФ.
Раздел I. Взаимодействие полномочного представителя Совета Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, государственными органами и межпарламентскими организациями
Одной из основных форм взаимодействия полномочного представителя Совета Федерации А.А. Клишаса с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в отчетный период было участие в заседаниях коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
К наиболее важным вопросам, в обсуждении которых принял участие А.А. Клишас, можно отнести:
— осуществление прокурорского надзора в целях не допущения ухудшения качества жизни населения, особенно его уязвимых слоев (предоставление социальных гарантий ветеранам Великой Отечественной войны; адресная социальная поддержка многодетным семьям, инвалидам, сиротам);
— исполнение требований законодательства органами власти и их должностными лицами при реализации контрольных полномочий в отношении субъектов предпринимательской деятельности;
— осуществление прокурорами (во взаимодействии с антимонопольными органами) контроля ситуации в области ценообразования на продовольствие, лекарства, другие товары первой необходимости;
— пресечение нарушений на рынке труда, в том числе касающихся невыплаты заработной платы;
— осуществление мониторинга на рынке моторного топлива, в случае необходимости принятие предусмотренных законом мер прокурорского реагирования;
— пресечение нарушений в области кредитования, выявление незаконных схем кредитования, надзор за деятельностью микрофинансовых организаций, пресечение противоправных действий коллекторов;
— проведение проверок соблюдения законодательства в отрасли электроэнергетики;
— усилия органов прокуратуры, направленные на укрепление правопорядка в оборонно-промышленном комплексе;
— нарушения в сфере учета преступлений и формирования уголовно-правовой статистики в целом.
Одной из основных форм взаимодействия полномочного представителя Совета Федерации А.А. Клишаса со Следственным комитетом РФ в отчетный период было участие в заседаниях коллегии Следственного комитета Российской Федерации.
К наиболее важным вопросам, в обсуждении которых принял участие А.А. Клишас, можно отнести:
— повышение раскрываемости преступлений;
— внедрение новых профилактических мер, позволяющих сохранить позитивную тенденцию к сокращению преступности, совершенствование применяемых профилактических мер;
— раскрытие преступлений прошлых лет, для чего создаются специальные группы опытных специалистов (в них энергично участвуют и ветераны следствия);
— деятельность по пресечению совершения правонарушений;
— расследование преступлений коррупционной направленности;
— усиление правовых мер в отношении лиц особого правового статуса: депутатов законодательного органа власти субъекта Российской Федерации, сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников прокуратуры, судей, депутатов органов местного самоуправления, выборных глав муниципальных образований, адвокатов, следователей органов наркоконтроля, следователей Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
— повышения уровня выявления налоговых преступлений;
— необходимость продолжения работы по обеспечению неотвратимости наказания за любые преступления.
Помимо этого, А.А. Клишас осуществлял взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по вопросу организации заслушивания доклада Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2015 год.
15 июня 2016 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрел кандидатуру Чайки Юрия Яковлевича для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации.
Совет Федерации отметил, что на посту Генерального прокурора Российской Федерации Юрий Яковлевич проявил себя как человек исключительно профессиональный, компетентный, требовательный. Под его руководством прокуратура прошла непростой этап реформирования, при этом сохранилось высочайшее доверие населения к прокуратуре, она становилась и является настоящим государевым оком. И сегодня именно прокуратура осуществляет жесткий контроль, надзор за исполнением законодательства, соблюдением прав человека. Кандидатура Ю.Я. Чайки была поддержана Советом Федерации единогласно.
Раздел II. Деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации
Основная деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации, направлена на сопровождение Федеральных законов и рассмотрение проектов федеральных законов, регулирующих уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, в том числе вопросы деятельности прокуратуры Российской Федерации и следователей Следственного комитета Российской Федерации.
Так, был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности», внесенный Верховным Судом Российской Федерации. Данный Федеральный закон направлен на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства Российской Федерации и дополняет Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 762 «Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа», предусматривающей новый порядок освобождения от уголовной ответственности. Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
Кроме того был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», направленный на совершенствование уголовно-правового механизма противодействия коррупции в экономической сфере.
Помимо этого был принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 61 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», направленный на совершенствование процедуры определения разумного срока досудебного производства при принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении уголовного дела.
В отчетный период был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», направленный на уточнение полномочий прокурора по предъявлению гражданских исков в рамках уголовного судопроизводства. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, прокурор вправе предъявить гражданский иск после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции в защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, а также в защиту интересов государства. В отличие от положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные нормы не предоставляют прокурору права предъявить иск в защиту интересов муниципального образования.
На практике имеют место случаи, когда уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления, имеющие право в рамках уголовного дела обратиться с гражданским иском о возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением муниципальному образованию, по различным мотивам стараются этого избежать, а прокурор соответствующими полномочиями не наделен.
Надеемся, что принятие указанного проекта федерального закона внесет весомый вклад в защиту интересов муниципальных образований, а также поможет пресечь определенные коррупционные проявления.
Раздел III. Результаты деятельности полномочного представителя Совета Федерации
Законодательное регулирование уголовного судопроизводства, статуса прокурора и следователя, является важным элементом обеспечения законности и правопорядка в государстве.
Задачами полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в рамках данного направления являются обеспечение системности законодательных изменений, согласованности новелл с правоприменительной практикой, возможностью эффективной реализации новаций как прокурорами, так и поднадзорными лицами.
Задачей полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Следственном комитете Российской Федерации является своевременное получение экспертного мнения правоохранительного органа – правоприменителя на законодательные инициативы, касающиеся предварительного расследования и статуса следователя.
Результатом деятельности полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и в Следственном комитете Российской Федерации является тесное и плодотворное взаимодействие Совета Федерации с указанными органами. Главным показателем такого взаимодействия является своевременные квалифицированные ответы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации на запросы членов Совета Федерации и комитетов Совета Федерации.
Раздел IV. Выводы и предложения
По итогам выполненной работы можно сделать вывод о том, что взаимодействие Совета Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации посредством института представительства является действенным механизмом выработки согласованных предложений по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего предварительное расследование, прокурорский надзор и статус прокурора и следователя.
Хотелось бы также отметить искреннюю заинтересованность руководства Генеральной
прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета
Российской Федерации в дальнейшем взаимодействии.