Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Клишас Андрей Александрович назначен полномочным представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации постановлением Совета Федерации от 26 ноября 2014 года № 587-СФ, и полномочным представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Следственном комитете Российской Федерации постановлением Совета Федерации от 26 ноября 2014 года № 588-СФ.
Раздел I. Взаимодействие полномочного представителя Совета Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, государственными органами и межпарламентскими организациями
В отчетный период полномочный представитель Совета Федерации А.А. Клишас взаимодействовал с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по следующим важным социальным и правовым вопросам:
— защита прав граждан на труд, пенсионное, жилищное обеспечение, охрану здоровья, образование, благоприятную окружающую среду;
— охрана интересов многодетных семей, несовершеннолетних, детей-сирот;
— создание и функционирование межведомственных групп по обеспечению законности при реализации крупных государственных проектов, включая строительство Керченского моста и объектов к чемпионату мира по футболу;
— работа территориальных и военных прокуроров по контролю за выполнением государственного оборонного заказа, качественным производством работ, соблюдением сроков поставки продукции;
— защита прав предпринимателей. В первом полугодии 2017 г. возросло количество преступлений о воспрепятствовании предпринимательской деятельности на 60% (с 35 до 56). Обсуждалось принятие мер для купирования этой тенденции;
— контроль за расходами чиновников и обращение в доход государства имущества, приобретенного на незадекларированные средства;
— вопросы безопасности перевозок, соблюдения прав пассажиров, а также осуществления таможенного контроля;
— взаимодействие правоохранительных органов и Росфинмониторинга в целях пресечения фактов финансирования терроризма;
— признание нежелательными в нашей стране иностранных и международных неправительственных организаций, угрожающих национальной безопасности;
— обеспечение законности при производстве дознания;
Одной из основных форм взаимодействия полномочного представителя Совета Федерации А.А. Клишаса со Следственным комитетом РФ в отчетный период было участие в заседаниях коллегии Следственного комитета Российской Федерации.
К наиболее важным вопросам, в обсуждении которых принял участие А.А. Клишас, можно отнести:
— совершенствование законодательных механизмов в целях снижения уровня преступности, а также повышения раскрываемости преступлений;
— раскрытие преступлений прошлых лет;
— деятельность по пресечению совершения правонарушений;
— расследование преступлений коррупционной направленности;
— повышения уровня выявления налоговых преступлений;
— необходимость продолжения работы по обеспечению неотвратимости наказания за любые преступления.
Помимо этого, А.А. Клишас осуществлял взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации по вопросу организации заслушивания доклада Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2016 год.
Кроме того, 22 марта 2017 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрел кандидатуру Кикотя Андрея Владимировича для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации.
Совет Федерации отметил, что Кикоть Андрей Владимирович обладает необходимыми знаниями и опытом, в том числе самостоятельной работы, для исполнения должности заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.
Кандидатура Кикотя Андрея Владимировича была поддержана Советом Федерации единогласно.
Раздел II. Деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации
Основная деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации, направлена на сопровождение Федеральных законов и рассмотрение проектов федеральных законов, регулирующих уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, в том числе вопросы деятельности прокуратуры Российской Федерации и следователей Следственного комитета Российской Федерации.
Так, был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 299 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», усиливающий уголовную ответственность за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или незаконное возбуждение уголовного дела. Кроме того, данным Федеральным законом вводится уголовная ответственность за незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба.
Был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 4 и 16 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», направленный на совершенствование порядка прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации. Кроме того, был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 415 и 48 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации», уточняющий порядок перемещения по службе военнослужащих органов военной прокуратуры.
Помимо этого был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 44 и 246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», позволяющий прокурорам подавать гражданский иск в уголовном производстве не только от имени Российской Федерации, но и от имени её субъектов, а также от имени муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В отчетный период были приняты федеральные законы, направленные на усиление социальной защищенности работников прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, в том числе санаторно-курортного обеспечения и оплаты проезда к месту отдыха, жилищного обеспечения и пр.
Необходимо отметить, что в отчетный период был проработан важный вопрос о необходимости усиления роли прокуратуры в процедуре расследования уголовных дел.
Так, в соответствии с Протокольным поручением от 26 апреля 2017 года (выписка из протокола № 534/5) Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству было поручено проработать совместно с государственными органами, неправительственными и общественными организациями вопрос об усилении роли прокуратуры в процедуре расследования уголовных дел.
Во исполнение данного протокольного поручения Комитетом были направлены соответствующие запросы в государственные органы и общественные организации, научные учреждения, откуда были получены соответствующие ответы.
Помимо этого, Комитетом проведено рабочее совещание, посвящённое усилению роли прокуратуры в процедуре расследований уголовных дел.
Анализ поступивших от участников совещания предложений позволяет утверждать, что положения уголовно-процессуального закона, регулирующие деятельность прокурора, объем и содержание его процессуальных полномочий на стадии предварительного расследования, в настоящее время требуют всестороннего рассмотрения и законодательного разрешения. Принято решение о подготовке проекта федерального закона, направленного на усиление роли прокуратуры в процедуре расследования уголовных дел.
Раздел III. Работа полномочного представителя Совета Федерации с обращениями граждан и организаций
За отчетный период от граждан и организаций поступило сорок восемь обращений, затрагивающих деятельность прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации. Тридцать одно обращение было направлено в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по подведомственности, восемь обращений было направлено в Следственный комитет Российской Федерации по подведомственности.
Раздел IV. Результаты деятельности полномочного представителя Совета Федерации
Законодательное регулирование уголовного судопроизводства, статуса прокурора и следователя, является важным элементом обеспечения законности и правопорядка в государстве.
Задачами полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации в рамках данного направления являются обеспечение системности законодательных изменений, согласованности новелл с правоприменительной практикой, возможностью эффективной реализации новаций как прокурорами, так и поднадзорными лицами.
Задачей полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Следственном комитете Российской Федерации является своевременное получение экспертного мнения правоохранительного органа – правоприменителя на законодательные инициативы, касающиеся предварительного расследования и статуса следователя.
Результатом деятельности полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и в Следственном комитете Российской Федерации является тесное и плодотворное взаимодействие Совета Федерации с указанными органами. Главным показателем такого взаимодействия является своевременные квалифицированные ответы Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации на запросы членов Совета Федерации и комитетов Совета Федерации.
Раздел V. Выводы и предложения
По итогам выполненной работы можно сделать вывод о том, что взаимодействие Совета Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации посредством института представительства является действенным механизмом выработки согласованных предложений по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего предварительное расследование, прокурорский надзор и статус прокурора и следователя.
Хотелось бы также отметить искреннюю заинтересованность руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации в дальнейшем взаимодействии.