Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас назначен полномочным представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации Постановлением Совета Федерации от 29 ноября 2016 года № 519-СФ.
Раздел I. Взаимодействие полномочного представителя Совета Федерации с Конституционным Судом Российской Федерации
К основным направлениям деятельности полномочного представителя Совета Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации (далее – Конституционный Суд) относятся рассмотрение запросов судей Конституционного Суда по вопросам конституционности законов, одобренных Советом Федерации, представительство интересов палаты Федерального Собрания при рассмотрении запроса Совета Федерации в Конституционном Суде и другие.
За период осуществления полномочий представителя Совета Федерации в Конституционном Суде подготовлено 32 отзыва на запросы судей Конституционного Суда. За период с ноября 2016 по октябрь 2017 года Конституционный Суд принял более 2,3 тысяч решений, рассмотрел 16 дел в публичных заседаниях.
Участие полномочного представителя Совета Федерации в заседаниях Конституционного Суда как представителя стороны, одобрившей Федеральный закон, конституционность которого оспаривается, предполагает полномочия по предоставлению Суду пояснений по существу рассматриваемого вопроса и правовых аргументов в обоснование позиции Совета Федерации, ответов на вопросы заявителей и иные обязанности.
К вопросам, имеющим особое общественно-политическое значение, в рассмотрении которых в рамках заседаний Конституционного Суда принял участие представитель Совета Федерации в Конституционном Суде, относятся:
— о возврате гражданами, имеющих профессиональные заболевания, проиндексированных средств по социальным выплатам (Постановление Конституционного Суда от 17.10.2017 «По делу о проверке конституционности пункта 5 части 4 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.А. Абрамова, В.А. Ветлугаева, С.Н. Долгунова, Е.А. Казаченко, В.П. Печкова, М.П. Рыбакова и Л.В. Смирновой»);
— об изъятии объектов частной собственности, в частности, изъятие по искам государственных органов недвижимого имущества, которое ранее являлось выморочным (Постановление Конституционного Суда от 22.06.2017 № 16-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Н. Дубовца»), изъятие картины Карла Брюллова «Христос во гробе» как вещественного доказательства по делу о контрабанде (Постановление Конституционного Суда от 07.03.2017 № 5-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 81 и статьи 401.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Е. Певзнера») и объектов частной собственности в Республике Крым (решение по данному делу находится в стадии принятия));
— об оспаривании завышенной оценки кадастровой стоимости имущества (Постановление Конституционного Суда от 11.07.2017 № 20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения „Российский сельскохозяйственный центр“);
— о возмещении страховыми компании вреда в рамках договора ОСАГО (Постановление Конституционного Суда от 10.03.2017 № 6-П «По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других»);
— о размере суммы компенсации за нарушение авторских прав (Постановление Конституционного Суда от 13.12.2016 № 28-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 статьи 1301, подпункта 1 статьи 1311 и подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Арбитражного суда Алтайского края»);
— о конфиденциональности информации, направляемой посредством электронной почты (решение по данному делу находится в стадии принятия);
— о возможности исполнения решения Европейского Суда по правам человека по делу компании «ЮКОС против России» (Постановление Конституционного Суда от 19.01.2017 № 1-П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 31 июля 2014 года по делу „ОАО „Нефтяная компания „ЮКОС“ против России“ в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации“);
— о правовом регулировании проведения публичных мероприятий (Постановление Конституционного Суда от 10.02.2017 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.И. Дадина», решение по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности Федерального закона от 7 июня 2017 года № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» в стадии принятия);
— о режиме пребывания граждан США на территории России (Постановление Конституционного Суда от 19.07.2017 № 22-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона „О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ в связи с жалобами граждан США Н.Д. Вордена и П.Д. Олдхэма») и лиц без гражданства, которые бессрочно содержатся в специальных учреждениях (Постановление Конституционного Суда от 23.05.2017 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе»);
— о передаче исполнительным органам государственной власти городов федерального значения полномочий по утверждению правил землепользования и застройки (Постановление Конституционного Суда от 28.03.2017 № 10-П «По делу о проверке конституционности части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 23 Федерального закона „О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ в связи с запросом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга»).
Раздел II. Деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации
К мероприятиям, проведенных по вопросам взаимодействия Совета Федерации и Конституционного Суда, в который принял участие А.А. Клишас, относятся:
— круглый стол на тему: «Современный российский конституционализм: теория и практика», посвященный 25‑летию Конституционного Суда (25 октября 2016 года),
— международная конференция на тему: «Конституционное правосудие: доктрина и практика» (16 мая 2017 года).
В декабре 2017 года в Совете Федерации планируется провести круглый стол на тему: «Исполнение решений органов конституционной юстиции: состояние законодательства и перспективы его развития».
Раздел III. Работа полномочного представителя Совета Федерации с обращениями
За отчетный период обращений граждан и организаций к полномочному представителю Совета Федерации в Конституционном Суде не поступало.
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, полномочный представитель Совета Федерации в Конституционном Суде в соответствии с протокольным поручением Совета Федерации от 12 июля 2017 года № 539/4, рассмотрел обращение члена Совета Федерации В.М. Мархаева от 29 июня 2017 года № 42‑01.102/ВМ и от 12 июля 2017 года № 42‑01.102/ВМ по вопросу об обращении Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке на соответствие Конституции Российской Федерации положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», устанавливающих в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) необходимость получения поддержки со стороны от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. В ответе от 25 июля 2017 г. № 3.1–47/3098 сообщается, что законоположения, устанавливающие порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации с использованием так называемого «муниципального фильтра», являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда, который в своем Постановлении от 24 декабря 2012 г. № 32-П признал их не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Раздел IV. Результаты деятельности полномочного представителя Совета Федерации
Основная деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации, направлена на сопровождение Федеральных законов и рассмотрение проектов федеральных законов по вопросам конституционного судопроизводства, а также направленных на исполнение решений Конституционного Суда.
К числу одобренных Федеральных конституционных законов, касающихся вопросов конституционной юстиции, относится Федеральный конституционный закон от 28.12.2016 № 11-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О Конституционном Суде Российской Федерации“. Федеральным конституционным законом внесены изменения, направленные на закрепление нового вида решений Конституционного Суда – постановления о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции Российской Федерации в истолковании, данном Конституционным Судом. Следствием принятие такого постановления является исключение возможности при применении акта или договора любого иного их истолкования, которое расходится с толкованием, сформулированным Конституционным Судом, что способствует надлежащему исполнению решений Конституционного Суда. Указанный Федеральный конституционный закон рассматривался на заседании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
За отчетный период принято 19 Федеральных законов, направленных на исполнение решений Конституционного Суда. На рассмотрении Государственной Думы находится 7 законопроектов.
Раздел V. Выводы и предложения
По большинству дел, рассмотренных в публичных заседаниях Конституционного Суда, позиция Совета Федерации согласуется с Постановлениями Конституционного Суда, обеспечивающих защиту конституционных прав граждан.
Принимая во внимание законодательно закрепленную обязательность решений Конституционного Суда, устанавливающих конституционно-правовой смысл оспоренных положений, требуется принятие дополнительных мер по контролю за их исполнением.