Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Бокова Людмила Николаевна назначена полномочным представителем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Общественной палате Российской Федерации постановлением Совета Федерации от 26 ноября 2014 года № 591-СФ.
Раздел I. Взаимодействие с Общественной палатой Российской Федерации
Одной из основных форм взаимодействия полномочного представителя Совета Федерации Л.Н. Боковой с Общественной палатой Российской Федерации в отчетный период было участие в пленарных заседаниях Общественной палаты Российской Федерации (21 апреля, 19–20 июня, 12–13 декабря) и заседаниях Совета Общественной палаты Российской Федерации (20 июня, 29 ноября).
К ключевым вопросам, находящимся на рассмотрении Общественной палаты Российской Федерации, в подготовке и обсуждении которых приняла участие Л.Н. Бокова, можно отнести:
— взаимодействие институтов гражданского общества и органов законодательной власти;
— доступ СО НКО к оказанию социальных услуг;
— концепция развития волонтерства;
— «перезагрузка» общественных советов;
— решение проблем бедности;
— участие ОП в наблюдении за выборами;
— защита прав добросовестных приобретателей;
— изъятие детей из семей;
— Десятилетие детства;
— саморегулирование НКО.
Представитель Совета Федерации принял участие в следующих мероприятиях, проводимых Общественной палатой Российской Федерации:
— онлайн совещание членов Общественной палаты Российской Федерации с региональными общественными палатами «О механизмах реализации Федерального закона от 23.06.2016 г. № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» (8 февраля);
— нулевое чтение законопроекта № 76354–7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (16 февраля);
— круглый стол «Изъятие жилых помещений у добросовестных приобретателей по искам представителей государства. Практика Верховного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека (2011 −2016 гг.)» (15 марта);
— слушания «Социальные эффекты от внедрения информационной системы «Контингент» (12 апреля);
— нулевое чтение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части наделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по выдаче заключений о соответствии качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг установленным критериям» (19 мая);
— круглый стол «Взаимодействие органов местного самоуправления с социально ориентированными НКО в решении вопросов местного значения в социальной сфере: потенциал СО НКО – поставщиков общественно полезных услуг» (26 июля);
— итоговый Форум активных граждан «Сообщество»
(2 ноября).
Раздел II. Участие в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации
Основная деятельность полномочного представителя Совета Федерации в мероприятиях, проводимых Советом Федерации и комитетами Совета Федерации, направлена на сопровождение федеральных законов и рассмотрение проектов федеральных законов, регулирующих деятельность Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, некоммерческих организаций и общественных объединений, другие вопросы развития гражданского общества.
Л.Н.Бокова участвовала в подготовке и проведении мероприятий с участием членов Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации, в частности:
— заседание Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества по вопросу «О совершенствовании практики сбора общественных инициатив, публичного обсуждения наиболее значимых решений и предложений» (17 марта);
— расширенное совещание рабочей группы по подготовке парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве» (Московская городская Дума, 20 марта);
— круглый стол «Роль институтов гражданского общества в совершенствовании системы инклюзивного образования и функционирования специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» (27 марта);
— семинар-совещание «Правовое регулирование отношений с соотечественниками за рубежом: основные тенденции и проблемы» (30 марта);
— парламентские слушания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве» (17 апреля);
— круглый стол «Институты гражданского общества и муниципальный контроль в Российской Федерации» (24 апреля);
— круглый стол «Общественно-государственное партнерство в деле воспитания гражданина и патриота» (28 апреля);
— семинар-совещание «О подготовке субъектов Российской Федерации к переходу на цифровое эфирное вещание общероссийских обязательных общедоступных телеканалов» (16 мая);
— круглый стол «О практике реализации Федерального закона „Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации“ (22 мая);
— круглый стол «Развитие традиционных семейных ценностей и противодействие деструктивным религиозным объединениям» (Общественная палата Российской Федерации, 31 мая);
— семинар-совещание «Развитие компетенций детей-инвалидов в принятии решений, затрагивающих их интересы, и их социально-культурная реабилитация в системе организаций летнего и каникулярного отдыха и оздоровления детей» (Международном детском центре «Артек», Республика Крым, 7 июня);
— круглый стол «Государственная поддержка деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг» (17 июля);
— конференция «Общественно-государственное партнерство в развитии гражданского образования и воспитания детей и молодежи» (Всероссийский детский центр «Орлёнок», Краснодарский край, 21 сентября);
— совещание «Вопросы правового статуса граждан Украины, пребывающих и проживающих на территории Российской Федерации, а также осуществляющих в России трудовую деятельность» (9 ноября);
— круглый стол «Проблемы социокультурной реабилитации инвалидов по зрению в российском обществе» (Общественная палата Российской Федерации, 13 ноября);
— парламентские слушания «Совершенствование механизма взаимодействия структур гражданского общества и граждан Российской Федерации с органами государственной власти» (28 ноября);
— круглый стол «Участие институтов гражданского общества в защите прав несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации» (совместно с Общественной палатой Российской Федерации, 29 ноября);
— семинар-совещание «Миграция как фактор санитарно-эпидемиологического риска» (30 ноября);
— совместное заседание Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества и Общественной палаты Российской Федерации на тему «Взаимодействие институтов гражданского общества и органов законодательной власти» (13 декабря);
— парламентские слушания «Правовой статус уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития» (совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, 14 декабря).
Раздел III. Законотворческая деятельность
В отчетном периоде, руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, в порядке реализации права законодательной инициативы членом Совета Федерации Л.Н.Боковой были внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов, направленные на решение вопросов развития гражданского общества:
— № 86624–7 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации № 4292–1 „Об увековечении памяти погибших при защите Отечества“ (о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в вопросах увековечения памяти погибших при защите Отечества) (внесен в Государственную Думу 25.01.2017);
— № 132543–7 «О внесении изменений в статьи 7 и 22 Федерального закона „Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (внесен в Государственную Думу 24.03.2017);
— № 141527–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (внесен в Государственную Думу 05.04.2017);
— № 161450–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О связи“ (в части уточнения процедуры заключения договоров об оказании услуг связи) (внесен в Государственную Думу 27.04.2017);
— № 181342–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (внесен в Государственную Думу 22.05.2017);
— № 229811–7 «О внесении изменений в статьи 26.10 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в целях совершенствования законодательного регулирования порядка предоставления информации, содержащейся в банках данных о гражданах) (внесен в Государственную Думу 19.07.2017);
— № 229930–7 «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона „О полиции“ и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (в части уточнения порядка предоставления информации при производстве по делам об административных правонарушениях) (внесен в Государственную Думу 19.07.2017);
— № 290871–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования медиативной практики» (внесен в Государственную Думу 19.10.2017);
— № 302504–7 «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона „О связи“ (внесен в Государственную Думу 01.11.2017);
— № 319150–7 «О внесении изменений в статьи 7 и 33 Федерального закона „О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (внесен в Государственную Думу 21.11.2017);
— № 323191–7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях совершенствования медиативной практики» (внесен в Государственную Думу 24.11.2017);
— № 323209–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования медиативной практики» (внесен в Государственную Думу 24.11.2017);
— № 323215–7 «О внесении изменений в статью 202 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в целях совершенствования медиативной практики» (внесен в Государственную Думу 24.11.2017);
— № 339044–7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона „О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“ (внесен в Государственную Думу 13.12.2017);
— № 345523–7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О средствах массовой информации“ и Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ (внесен в Государственную Думу 15.12.2017);
— № 350429–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реорганизацией государственного управления в сфере миграции и в сфере внутренних дел» (внесен в Государственную Думу 26.12.2017).
Раздел IV. Результаты деятельности полномочного представителя Совета Федерации
Задачами полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Общественной палате Российской Федерации являются обеспечение системности законодательных изменений, направленных на развитие гражданского общества, совершенствование деятельности различных общественных институтов, в том числе Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, общественных советов при органах государственной власти.
Результатом деятельности полномочного представителя Совета Федерации является тесное и эффективное взаимодействие Совета Федерации с Общественной палатой Российской Федерации. Главными показателями такого взаимодействия являются проведение совместных мероприятий, участие Общественной палаты Российской Федерации в разработке и рассмотрении законопроектов, осуществлении мониторинга практики применения законодательства Российской Федерации.
Раздел V. Выводы и предложения
По итогам выполненной работы можно сделать вывод о том, что взаимодействие Совета Федерации с Общественной палатой Российской Федерации посредством института представительства является действенным механизмом выработки согласованных предложений по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере развития институтов гражданского общества, в том числе регулирующего деятельность Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, некоммерческих организаций и общественных объединений.
Полагаю, что для совершенствования деятельности Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации необходимо шире привлекать их к экспертизе законопроектов, а также уже принятых Государственной Думой федеральных законов, в том числе на уровне комитетов Совета Федерации. Для этого следует рассмотреть вопрос о выделении такой категории нормативно-правовых актов, как общественно значимые, для которых установить специальный порядок их обсуждения, проведения по ним системы нулевых чтений на площадках как совета Федерации, так и Общественной палаты Российской Федерации.
Необходимо совершенствовать порядок
участия Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов
Российской Федерации в проведении общественного контроля, в том числе в части создания
условий для общественного наблюдения на выборах и привлечения институтов
гражданского общества к контролю за избирательными процедурами[1].