1. Основная задача полномочного представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) в Верховном Суде Российской Федерации – обеспечение взаимодействия Совета Федерации и Верховного Суда Российской Федерации в процессе осуществления конституционных полномочий Совета Федерации.
2. Полномочия представителя Совета Федерации в Верховном Суде Российской Федерации осуществляются мною с 21 октября 2015 года. Отчет о проделанной работе за период с 21.10.2015 по 25.10.2016 был представлен на 399-ом пленарном заседании Совета Федерации 26 октября 2016 года. Отчет о работе за период с 26 октября 2016 года по 31 октября 2017 года представлен на 422-ом пленарном заседании Совета Федерации 8 ноября 2017 года.
3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Совет Федерации взаимодействует с Верховным Судом Российской Федерации по вопросам:
1) назначения на должности судей Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей (пункт «ж» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации; пункт 4 статьи 6.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации»). За прошедший период в Совете Федерации состоялось 3 назначения на должности судей Верховного Суда Российской Федерации;
2) законодательной деятельности, в первую очередь применительно к законопроектам, внесенным Верховным Судом Российской Федерации, либо законопроектов, внесенных иными субъектами права законодательной инициативы, но затрагивающими вопросы ведения Верховного Суда Российской Федерации (статьи 104–106 Конституции Российской Федерации). В 2017 году принят федеральный закон от 3 апреля 2017 года № 57-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.21 и 333.22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», проект которого был внесен в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится 8 законопроектов, внесенных Верховным Судом Российской Федерации;
3) назначение 10 членов Высшей квалификационной коллегии судей – представителей общественности (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). За отчетный период в Совете Федерации состоялось 1 назначение члена Высшей квалификационной коллегии судей;
4) участие в работе Всероссийского съезда судей (абзац 2 статьи 5 Регламента Всероссийского съезда судей, утвержденного Постановлением VIII Всероссийского съезда судей 19 декабря 2012 года № 3). С 6 по 8 декабря 2016 года в г. Москва состоялся IX Всероссийский съезд судей, на котором были рассмотрены вопросы развития судебной системы Российской Федерации и представлены отчеты Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
4. Одним из основных направлений взаимодействия Совета Федерации с Верховным Судом Российской Федерации является участие полномочного представителя Совета Федерации в Верховном Суде Российской Федерации в работе Пленумов Верховного Суда, пленарных заседаниях Совета судей, иных совещаниях судей. За отчетный период состоялось 22 заседания Пленума Верховного Суда. Основная повестка Пленумов – обсуждение и принятие постановлений по вопросам судебной практики. Принято 23 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации.
В процессе подготовки постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации)» и «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с ограничением или лишением родительских прав, а также с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью» полномочным представителем Совета Федерации в Верховном Суде Российской Федерации были подготовлены с участием экспертов Временной комиссии Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию Семейного кодекса Российской Федерации и направлены в рабочие группы Верховного Суда Российской Федерации заключения и поправки к проектам указанных постановлений.
В июле 2017 года подготовлен и направлен председателям Комитетов Совета Федерации информационный сборник №1, в который включены выдержки из постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятых в январе – июне 2017 года, которые имеют значение для законодателей. В настоящее время готовится информационный сборник №2 за июль – декабрь 2017 года, который будет направлен председателям Комитетов Совета Федерации.
30 мая 2017 года в Москве состоялось пленарное заседании Совета судей Российской Федерации, посвященное 25-летию со дня образования Совета судей Российской Федерации.
5. Работа с обращениями членов Совета Федерации, касающимися взаимодействия с Верховным Судом. За отчетный период в адрес полномочного представителя Совета Федерации в Верховном Суде Российской Федерации поступило обращение председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанского с просьбой обратиться в Верховный Суд Российской Федерации для получения официального разъяснения положений Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части установления и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности субъектов Российской Федерации. Соответствующий запрос был направлен Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедеву 10 ноября 2016 года. Получено разъяснение Заместителя Председателя Верховного Суда Т.А. Петровой, которое доведено до сведения председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике В.В. Рязанского. По мнению Верховного Суда Российской Федерации лишение лица, замещающего муниципальную должность, права на получение назначенной ему пенсии за выслугу лет в случае отсутствия у муниципального образования необходимых собственных денежных средств для указанной выплаты, является дискриминационным, так как влечет различия в правовом положении граждан, относящихся к одной и той же категории, зависящие от их места жительства, что несовместимо с требованиями статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
6. Участие Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей Верховного Суда Российской Федерации в работе Совета Федерации, Комитетов Совета Федерации, на парламентских слушаниях и «круглых столах», проводимых в Совете Федерации.
За отчетный период Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев, его заместители и судьи Верховного Суда Российской Федерации приняли участие в заседаниях Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству при обсуждении вопросов назначения на должности судей Верховного Суда Российской Федерации, а также при рассмотрении принятых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральных законов, инициированных Верховным Судом Российской Федерации либо затрагивающих полномочия Верховного Суда Российской Федерации. Представители Верховного Суда Российской Федерации участвовали в парламентских слушаниях и «круглых столах», проведенных Советом Федерации, в том числе проведенных Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству 3 марта 2017 года «Обсуждение законопроекта о пересмотре положений Семейного кодекса Российской Федерации, связанных с отобранием ребенка» и 31 октября 2017 года «Совершенствование семейного законодательства в целях обеспечения государственных гарантий защиты семей с детьми от разрушения и неблагополучия».