Выступления и публикации

Проект заключения по докладу о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год (далее – Доклад) представлен в Совет Федерации в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».


Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год (далее – Доклад) представлен в Совет Федерации в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Доклад с целью анализа изложенных в нем предложений для дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения и защиты прав человека и гражданина и приведения его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Руководствуясь тем, что соблюдение прав и свобод человека является определяющим условием развития гражданского общества и демократии в России, а Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (далее – Уполномоченный) – важнейшим субъектом правоотношений в этой сфере, Комитет отмечает следующее.

Доклад содержит подробную информацию о ситуации с защитой прав и свобод граждан, тематике и динамике поступающих в адрес Уполномоченного обращений, о мерах, которые были приняты Уполномоченным и его рабочим аппаратом в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Содержание доклада свидетельствует о том, что в 2019 году работа Уполномоченного была направлена на решение задач по обеспечению превенции нарушений прав граждан. Анализ материалов обращений к Уполномоченному и иных данных, касающихся указанных вопросов, могут определить характер и содержание эффективных способов восстановления нарушенных прав, а также нового инструментария для адекватного реагирования на современные вызовы и угрозы правам человека и гражданина Российской Федерации.

Доклад состоит из вступительного слова, восьми глав, объединяющих 28 параграфов, а также приложения. Завершают Доклад рекомендации и предложения государственным органам по принятию мер, направленных на совершенствование законодательства в целях повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина. По сравнению с предыдущим годом Доклад стал более компактным.

Структура нынешнего Доклада в целом соответствует структуре докладов прежних лет. Вместе с тем имеются и отличия.

Например, в Докладе Уполномоченного за 2018 год рассматривались вопросы защиты прав отдельных категорий граждан (женщин, лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров и ветеранов, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, граждан, находящихся за рубежом, иностранных граждан, лиц, ищущих убежище на территории Российской Федерации, коренных малочисленных народов). А в Докладе за 2019 год эти вопросы рассматриваются в контексте проблем социальной, экономической и культурной сфер.

В главу о защите гражданских и политических прав и свобод включены вопросы свободы слова и защиты прав журналистов. В предыдущем Докладе больше внимания было уделено правам человека в условиях современных информационных технологий.

В Докладе за 2019 год вопросы взаимодействия со СМИ отнесены к главе взаимодействие с институтами гражданского общества. Это объясняется все большим влиянием СМИ и возрастающей степенью доверия к ним со стороны граждан.

Как и в предыдущие годы, к достоинствам Доклада можно отнести подробный анализ ситуации с правами человека в Российской Федерации, выявление основных тенденций как в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, так и в правозащитной сфере, в том числе анализ работы Уполномоченного с жалобами заявителей, конкретные примеры и предложения, наличие, в частности, карт территориальной интенсивности обращений.

В качестве новеллы можно отметить, что в рассматриваемом Докладе содержатся многочисленные отсылки к деятельности региональных уполномоченных, в том числе их ежегодным докладам, что позволяет, на наш взгляд, сделать проводимый анализ более объемным и полным.

Уже традиционно в Докладе (глава 1) приводятся результаты мониторинга общественного мнения о правах и свободах человека и гражданина, которые осуществлялись Фондом «Общественное мнение» в рамках сотрудничества с Уполномоченным, что позволяет сделать вывод о тенденциях в оценках населением уровня соблюдения прав граждан, определить масштабы, динамику и структуру имеющихся проблем.

Так, опросы показывают, что общественные оценки ситуации с правами человека не претерпели существенных изменений. Если в 2018 году негативно оценивали соблюдение прав человека 53% опрошенных и положительно 34%, то в 2019 году соответственно 54% и 33%.

Граждане ставят на первое место по значимости социально-экономические права (в сфере здравоохранения, образования, жилищного и социального обеспечения, трудовых правоотношений, охраны окружающей среды). Почти половина опрошенных (46%) обеспокоена высокими ценами на услуги ЖКХ, еще 44% низким уровнем зарплат, более трети (39%) повышением цен на товары и услуги.

В Докладе приводится статистика работы Уполномоченного.

Всего за год к Уполномоченному поступило 38 328 обращений, из них 1 683 коллективных. По сравнению с 2018 годом, увеличилось число обращений, поступивших по вопросам уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, законодательства о социальном страховании и социальном обеспечении. Напротив, уменьшилось количество жалоб по жилищным вопросам, трудовым отношениям, по вопросам защиты семьи, гражданства и внешней миграции. По мнению Уполномоченного, эти результаты являются следствием, в том числе начавшейся реализации национальных проектов стратегического развития страны, совершенствования законодательства о правах и свободах человека, усиления контроля со стороны институтов гражданского общества, которые получили поддержку в форме президентских грантов.

В 2019 году Уполномоченным проведены 33 личных приема граждан, в том числе с выездами в Московскую, Нижегородскую, Брянскую, Омскую области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югру, Республику Татарстан, Приморский край. Руководством Аппарата проведены 112 приемов граждан, в ходе которых принято 346 человек.

В формате видеоконференцсвязи были проведены приемы граждан в Республиках Саха (Якутия) и Бурятия, Краснодарском крае.

По итогам рассмотрения обращений в адрес соответствующих государственных органов направлено свыше 40 предложений по совершенствованию законодательства в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

По отдельным положениям Доклада отмечаем следующее.

1. Во Вступительном слове к Докладу Уполномоченный дает высокую оценку принятому в 2020 году Федеральному закону от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», в разработке которого принял участие Совет Федерации. Федеральный закон направлен на повышение эффективности и результативности деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и закрепление общих начал их взаимодействия с органами государственной власти и институтами гражданского общества. Эффективность деятельности института по правам человека в Российской Федерации напрямую связана с совершенствованием правового статуса уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.

В течение всего 2019 года велась работа над совершенствованием правового статуса омбудсменов. Необходимо отметить большой вклад Уполномоченного в подготовку и обсуждение положений данного Федерального закона, а также Федерального закона от 24 апреля 2020 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в статью 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» и Федерального закона от 24 апреля 2020 года № 130-ФЗ «О внесении изменения в статью 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми регламентируется право регионального уполномоченного отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому и уголовному делам об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находятся разработанные группой членов Совета Федерации проекты федеральных законов № 573736–7 «О внесении изменений в статью 161 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и № 573758–7 „О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“, подготовка положений которых также проводилась во взаимодействии с Уполномоченным.

2. Отдельного рассмотрения и поддержки заслуживает высказанная Уполномоченным идея о распространении его деятельности на сферу взаимодействия граждан не только с органами публичной власти, но и с негосударственными организациями, выполняющими публичные функции, и, соответственно, расширении категорий жалоб, по которым уполномоченные могут принять меры (стр. 49 – 50).

3. В сфере избирательного законодательства (параграф 2.1 «Право избирать и быть избранным» главы 2) Уполномоченным поддерживаются инициатива ЦИК Российской Федерации по либерализации муниципального фильтра, а также предлагается снизить число подписей, необходимых для регистрации кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов (стр. 60). Данные идеи заслуживают рассмотрения и всесторонней оценки, в том числе с точки зрения необходимости и возможности законодательного решения обозначенных вопросов. Отмечаем, что законопроект № 592417–7, указанный в Докладе, в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе, но из официального отзыва следует, что Правительство Российской Федерации указанный законопроект не поддерживает.

4. На странице 60 Доклада Уполномоченным высказывается тезис применительно к избирательному процессу на выборах в Московскую городскую Думу в 2019 году об отсутствии конструктивной коммуникации между принимающими решения органами государственной власти и членами общества, вынужденными их выполнять. Вместе с тем следует учитывать, в частности, неоднородность общества, необходимость налаживать конструктивный диалог и учитывать интересы не только внесистемного меньшинства, но и конструктивного большинства.

5. Отмечаем, что, несмотря на указание на имеющиеся риски дальнейшего внедрения в избирательный процесс современных электронных технологий и указание на то, что такое внедрение требует анализа и обсуждения на различных площадках, в том числе с участием юридического сообщества и экспертов, Уполномоченный выступает сторонником внедрения системы «Электронный паспорт», предполагающей, в частности, внедрение электронного носителя в виде карточки с чипом (стр. 62).

Полагаем, что данная идея представляется дискуссионной и несущей существенные риски, в том числе и в правозащитной сфере, поскольку в самом Докладе далее отмечается наличие существенной проблемы, связанной с резко отрицательным отношением части верующих к внедрению подобных электронных технологий (параграф 2.3 «Свобода совести и вероисповедания», стр. 72 и др.). Отмечаем определенную непоследовательность позиции Уполномоченного, который, с одной стороны, видит риски, связанные с новыми технологиями и воспринимает озабоченность названных категорий граждан, допуская поиск альтернативных правовых механизмов решения проблемы идентификации личности, а с другой – не дает конкретных предложений по данному вопросу, ссылается на светский характер государства и указывает только на необходимость разъяснительной работы (стр. 75).

6. В сфере миграционной политики Уполномоченным высказана идея об отказе от признания недействительными ранее выданных паспортов Российской Федерации (стр. 68 – 69). Следует отметить, что Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О гражданстве Российской Федерации“ и статью 3 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О гражданстве Российской Федерации“ уже решена проблема отдельных категорий лиц, которыми получены в прошлом российские паспорта с неподтвержденным впоследствии российским гражданством, в части продления для них до 1 января 2025 года права на приобретение российского гражданства.

7. Полагаем актуальным поднятый Уполномоченным вопрос об отсутствии в законодательстве «норм, устанавливающих правовое положение военных и правоохранительных, тюремных и госпитальных (больничных) священников в Российской Федерации» (стр. 77).

8. Уполномоченным неоднократно поднимался вопрос реализации права на свободу вероисповедания лиц, находящихся в следственных изоляторах (стр. 77), однако предложений по решению указанной проблемы в Докладе не представлено.

9. Высказанная Уполномоченным идея о законодательном закреплении требований к содержанию ответов на обращения граждан (стр. 82) нуждается в дополнительном обосновании. Статья 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» содержит требование о подготовке письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов при обеспечении объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения.

10. В сфере обеспечения прав на публичные мероприятия (параграф 2.5) заслуживают внимания и обсуждения предложения Уполномоченного по внесению в федеральное законодательство поправок, устанавливающих минимальные требования к местам проведения публичных мероприятий (стр. 89) и в части необходимости проведения мониторинга законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с проведением публичных мероприятий, с целью дальнейшего его совершенствования (стр. 91).

В то же время идеи об изменении сроков подачи уведомлений на проведение публичных мероприятий и возможности подачи уведомлений в электронном виде (стр. 89) представляются дискуссионными и нуждающимися в дополнительном обосновании.

11. Отмечаем, что большинство проблем, обозначенных Уполномоченным в главах 3 и 4 Доклада (защита социальных, экономических и культурных прав и свобод; защита прав человека в уголовном процессе, местах принудительного содержания и при производстве по делам об административных правонарушениях) лежит, главным образом, в области правоприменения, что требует от органов законодательной власти, прежде всего, контроля, мониторинга, в том числе и за принятием органами исполнительной власти необходимых подзаконных правовых актов.

В их числе следует обратить особое внимание на вопросы несвоевременной выплаты заработной платы и защиту работников от незаконных увольнений и немотивированных отказов в трудоустройстве (стр. 105, 109), защиту прав граждан предпенсионного возраста (стр. 111), проблему строительства некачественного жилья (стр. 119), проблемы обеспечения жильем детей-сирот (стр. 121) и предоставления жилья иным категориям граждан, в том числе ветеранам боевых действий (стр. 124), проблемы, связанные с установлением инвалидности (стр. 128), реализацией пенсионной реформы (стр. 127 и др.), совершенствованием системы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов (стр. 134), проблемы получения доступной и качественной медицинской помощи (стр. 139 и др.), бесплатного получения лекарств (стр. 138), вопросы борьбы с шумовым загрязнением воздуха и иными экологическими рисками (стр. 178 и др.).

Уполномоченным отмечается целесообразность повышения эффективности надзора и контроля в трудовой сфере, учитывая опыт ряда субъектов Российской Федерации. При этом следует отметить высказанные предложения Уполномоченного, в том числе об ужесточении наказания работодателей за допуск нарушений прав работников (стр. 112), о необходимости в целях совершенствования социального обслуживания инвалидов федерального закрепления понятия «сопровождаемое проживание».

В Докладе отмечается перспектива развития института приемных семей для одиноких пожилых граждан. В ряде регионов России этот институт уже работает, однако отсутствует единая законодательная и методическая база организации приемных семей для данной категории лиц (стр. 134).

12. На странице 131 Доклада затронута тема обеспечения льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение и оплаты проезда к месту лечения и обратно. Традиционно по этой теме много обращений, подчеркивается в Докладе.

На рисунке 39 «Тематика обращений по вопросам установления инвалидности, предоставления инвалидам мер социальной поддержки за 2017–2019 годы» (стр. 129) показан рост числа обращений граждан к уполномоченным по правам человека с 13 до 20. В основном, требуется разъяснение порядка обеспечения санаторно-курортным лечением.

Комитет Совета Федерации по социальной политике отмечает, что такое объяснение недостаточно, поскольку, начиная с 2008 года, происходит устойчивое снижение числа граждан льготных категорий, получивших путевки на санаторно-курортное лечение.

Так, в 2008 году выделено 481,6 тысяч путевок на сумму 7,7 миллиардов рублей и обеспечено 53,3% от поданных заявок, а в 2019 году выделено 165,6 тысяч путевок на сумму 5,3 миллиарда рублей, что обеспечило 21,7% от поданных заявок.

Из‑за недостаточности средств федерального бюджета и отсутствия собственных средств субъекты Российской Федерации постепенно вернули Фонду социального страхования Российской Федерации государственные полномочия по обеспечению граждан, имеющих право на получение социальной помощи в виде путевки на санаторно-курортное лечение (только город Москва в 2019 году самостоятельно выполняла указанные полномочия).

Следует отметить, что в состав льготных категорий входят ветераны Великой Отечественной войны, дети-инвалиды и другие, для кого отложить предоставление санаторно-курортного лечения без последствий для здоровья не представляется возможным.

Закономерно, что и на приемах, проводимых в регионах членами Совета Федерации, число обращений по указанной тематике не снижается.

В этой связи следует рассмотреть вопрос об изменении механизма обеспечения граждан льготных категорий санаторно-курортным лечением.

13. Уполномоченный предлагает Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности изменения условий участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами граждан Российской Федерации», повысив возраст ее участников, а также увеличив объемы финансирования программы (параграф 3.2 Право на жилище).

Комитет Совета Федерации по социальной политике положительно оценивает данное предложение. Следует учитывать большую востребованность подпрограммы, а также тот факт, что всего около 3% молодых семей от числа участников, включенных в списки на получение соответствующих социальных выплат, реализуют право на улучшение жилищных условий.

В Совет Федерации регулярно поступают обращения от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и граждан по вопросу увеличения объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственных полномочий по обеспечению жильем инвалидов войны и инвалидов боевых действий и членов их семей, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года (срок обеспечения жильем всех граждан указанной категории при текущем размере финансирования может составить 15 – 20 лет).

Кроме того, в последнее время участились обращения в Совет Федерации от пенсионеров ФСИН с просьбой о содействии в получении единовременной социальной выплаты (далее – ЕСВ) на улучшение жилищных условий. Проблема обусловлена недостаточным выделением финансовых средств из федерального бюджета на ЕСВ сотрудникам и пенсионерам ФСИН на указанные цели.

Комитет Совет Федерации по обороне и безопасности считает необходимым предложить Уполномоченному включить в число параметров своего постоянного анализа данные о динамике и структуре обращений военнослужащих, направленных на защиту или восстановление нарушенных прав, непосредственно определяющих их специальный статус, в том числе дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В этой связи Комитет Совет Федерации по обороне и безопасности полагает, что Уполномоченному необходимо уделить дополнительное внимание обозначенным категориям граждан в части реализации их права на улучшение жилищных условий.

Следует отметить рекомендацию Уполномоченного Правительству Российской Федерации по рассмотрению вопроса о предоставлении права на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений гражданам, уволенным из правоохранительных органов, и членам их семей, состоящим в очереди на улучшение жилищных условий, в случае их выселения из служебных жилых помещений.

14. Остро стоит проблема тарифов за коммунальные услуги и платы за жилье. Следует поддержать рекомендацию Уполномоченного Правительству Российской Федерации по рассмотрению вопроса о внесении изменений в методику расчета стоимости оплаты за обращение твердых коммунальных отходов.

15. В Докладе отмечается проблема обеспечения жильем детей-сирот. В связи с этим значимым остается предложение Уполномоченного о компенсации им за коммерческий наем жилья или о предоставлении жилых помещений маневренного фонда для временного проживания.

16. Тема противодействия семейному насилию неоднократно затрагивалась в докладах Уполномоченного. Необходимо отметить позитивную оценку, данную Уполномоченным разрабатываемому в Совете Федерации совместно с общественными объединениями проекту федерального закона, направленного на противодействие семейно-бытовому насилию, и факту его публичного обсуждения (стр. 167).

17. Сохраняются трудности регулирования правового статуса лиц, находящихся на территории России без документов, удостоверяющих личность. Наиболее острым является вопрос о временном документе, удостоверяющем личность человека, не имеющего гражданства. 25 апреля 2020 года Правительство России внесло в Государственную Думу законопроект № 948528–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства». Законопроектом предусмотрено, что временное удостоверение личности лица без гражданства в России выдается на основании заключения об установлении личности лица без гражданства, составленного территориальным органом МВД.

Предлагается рекомендовать Государственной Думе ускорить рассмотрение и принятие данного законопроекта.

18. Уполномоченный в главе 4 Доклада указывает на проблемы современного уголовного процесса, имеющие, по его мнению, системный характер (стр. 190 и др.).

Структурный анализ Доклада свидетельствует о том, что в 2019 году большинство жалоб граждан обусловлены не столько требованиями социальной справедливости, имеющей особую значимость для человека, сколько потребностями в процессуальной справедливости.

Наличие нерешенных проблем в сфере уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в данных областях по‑прежнему является одним из источников роста социальной напряженности.

Ввиду изложенного полагаем, что комитетам Совета Федерации следует продолжить уделять особое внимание вопросам системного совершенствования нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сферах уголовного, уголовно-процессуального, а так же уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. При этом следует уделять пристальное внимание всестороннему анализу возникающих тенденций применения действующего законодательства и социально-правовых последствий правоприменения.

19. Представляется необходимым дополнительно проанализировать высказанные Уполномоченным предложения, которые в том числе носят дискуссионный характер – в частности, о необходимости принятия новой редакции федерального закона о прокуратуре (стр. 191), о введении уголовного проступка и института следственных судей (стр. 193, 195), определении статуса пострадавшего от преступления, реформе стадии возбуждения уголовного дела (стр. 201 – 202).

Так, в сфере защиты прав потерпевших Уполномоченным предлагается дополнить часть 1 статьи 39 УПК РФ положением о том, что уголовные дела, расследуемые свыше 12 месяцев, должны передаваться в вышестоящие следственные органы. Полагаем, что реализация данного предложения потребует существенного расширения штата вышестоящих следственных органов. При этом не учитывается, что следователи вышестоящих следственных органов расследуют дела повышенной сложности и резонансные дела.

20. Отдельного рассмотрения заслуживает повторно высказанная Уполномоченным идея о возможности создания Национального превентивного механизма предупреждения и выявления фактов пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказаний, предусматривающих активное взаимодействие Уполномоченного с представителями гражданского общества (стр. 209).

21. Следует поддержать идеи Уполномоченного по содержанию нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (стр. 222 – 225), в том числе о введении на федеральном уровне административной ответственности за нарушение тишины в ночное время (стр. 224) и административной ответственности за нарушение прав инвалидов (стр. 225).

22. Необходимо отметить положительную работу Уполномоченного по научному руководству деятельностью Научно-образовательного центра по правам человека федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», в том числе в части повышения квалификации уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, сотрудников их аппаратов, членов общественных наблюдательных комиссий.

23. В Докладе предложены меры, направленные на повышение результативности деятельности Уполномоченного. Среди них: повышение уровня профессиональной подготовки служащих аппарата, внедрение новых информационных технологий, усиление ответственности руководителей государственных органов по исполнению запросов и принятию рекомендаций Уполномоченного, более активное использование потенциала общественных правозащитных организаций при рассмотрении жалоб граждан.

24. В Докладе отмечается необходимость принять программный документ, определяющий механизмы проведения государственной политики и консолидации усилий гражданского общества в контексте соблюдения передовых стандартов защиты прав и свобод человека и гражданина, основывающийся на зарубежном опыте по созданию национального плана действий по образованию в области права. Отмечаем, что при Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству создана совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации рабочая группа по разработке проекта федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации“ и концепции Стратегии государственной политики в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

При подготовке доклада была использована информация о деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, а также их предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.

Исходя из изложенных в Докладе проблем, Уполномоченным представлены предложения по совершенствованию норм законодательства и его гуманизации, призванные улучшить ситуацию с правами человека. Среди них следует отметить рекомендации, которые адресованы Совету Федерации в разделе «Рекомендации и предложения» (стр. 315).

В качестве рекомендации Совету Федерации предлагается провести мероприятие с участием Уполномоченного и уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, посвященные 70-летию Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Полагаем, что данное предложение может быть поддержано.

Также в числе рекомендаций – рекомендация продолжить совместно с Уполномоченным работу над проектом федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации“, учитывающим накопленный опыт и современные реалии. Данное предложение также предлагаем поддержать. Следует указать, что в Совете Федерации создана рабочая группа для разработки законопроекта, направленного на совершенствование указанного Федерального конституционного закона, которая работает в тесном контакте с Уполномоченным и его Рабочим аппаратом.

Как и в предыдущие годы, к достоинствам Доклада можно отнести подробный анализ ситуации с правами человека в Российской Федерации, основанный на различных источниках, наличие конкретных примеров работы Уполномоченного и предложений по решению выявленных проблем, визуальной информации. Так, можно отметить наглядность информации о «географии» востребованности гражданами тех или иных прав и свобод человека и гражданина, а также их нарушениях, структуре обращений, временной динамике происходящих в данной сфере процессов.

В Докладе приводятся статистика обращений по конкретным видам прав, их тематика, системные вопросы, предложения по их решению. На основе развернутого анализа состояния с правами человека Уполномоченный предлагает государственным органам рассмотреть возможность осуществления ряда мер в целях повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.

В целом, обсудив доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год, Комитет рекомендует Совету Федерации принять его к сведению.


Председатель комитета А.А. Клишас