Выступления и публикации

Выступление председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишаса на заседании Рабочей группы по мониторингу реализации конституционных изменений 16 октября 2020 года

О проекте федерального закона № 1024646–7«О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре» Российской Федерации»


Изменения в Закон о прокуратуре направлены на реализацию поправок к статьям 83, 102 и 129 Конституции Российской Федерации.

Законопроектом уточняется понятие прокуратуры Российской Федерации, под которой понимается единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Помимо этого изменяется порядок назначения на должность Генерального прокурора, его заместителей, региональных прокуроров, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации. Указанные прокуроры назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Согласно предусмотренным законопроектом изменениям Совет Федерации не позднее недельного срока со дня получения представления Президента Российской Федерации по кандидатуре на должность Генерального прокурора информирует в письменном виде Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения указанной кандидатуры. В свою очередь мы предлагаем рассматривать представленную кандидатуру на ближайшем заседании Совета Федерации. Если представление поступило менее чем за пять рабочих дней до очередного заседания Совета Федерации, то представленную кандидатуру предлагается рассматривать на следующем заседании палаты.

Консультации по кандидатурам заместителей Генерального прокурора, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров проводят комитеты Совета Федерации, которым в установленном порядке поручено их проведения по представленной кандидатуре.

О результатах консультации информируют в письменной форме Президента Российской Федерации не позднее недельного срока со дня получения представления по кандидатуре на должность заместителя Генерального прокурора и в десятидневный срок – по кандидатуре на должность прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров.

В законопроекте раскрывается используемое в части 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации понятие «иные прокуроры», к которым предлагается отнести прокурорских работников, претендующих на замещение должности или замещающих должность, по которой предусмотрено присвоение высших классных чинов прокурорских работников или воинских званий высших офицеров. Законопроектом предлагается установить, что указанная категория прокуроров назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Законопроектом устанавливается обязанность прокурорских работников информировать в письменной форме непосредственного руководителя о прекращении гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получения документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства в течение 5 дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства.

Статья 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» дополняется положением о том, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.