Выступления и публикации

Сенаторы и эксперты предложили корректировки в законопроект

Предлагаемые корректировки законопроекта о новом порядке формирования Совета Федерации не разрушают его концепцию.

Идеи, озвученные на заседании «круглого стола» «Перспективы нового порядка формирования Совета Федерации», абсолютно продуктивны, заявил журналистам по итогам дискуссии Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Николай Федоров.

Он расценил как оптимистичные результаты состоявшегося обсуждения, в котором принимали участие представители сенаторского корпуса и экспертного сообщества. «Мы сегодня убедились, что авторы законопроекта двигаются в правильном направлении, — пояснил он. – Прозвучавшая критика очень продуктивная, а многие из поправок приемлемы». В частности, Н.Федоров отметил, что вопросы возрастного ценза и ценза оседлости, порядка замещения в случае досрочного сложения полномочий обсуждаемы и существуют различные варианты их решения. «Они не разрушают общую концепцию предложенного законопроекта», — подчеркнул глава Комитета СФ. В этой связи он полагает, что концепция разработанного законопроекта останется без изменений, а правка в текст будет вноситься по пунктам, которые вызывают разногласия. Шлифовка документа с учетом прозвучавших мнений, несмотря на их весьма широкий диапазон, займет не более двух недель, прогнозирует он.

Участники дискуссии обращали внимание практически на одни и те же положения законопроекта. Под сомнение, например, была поставлена обоснованность введения возрастного ценза. Председатель Московской городской Думы Владимир Платонов высказался против ограничения по этому признаку, так как, на его взгляд, «это отнюдь не гарантирует мудрость палаты». Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Александр Савенков напомнил, что в этом случае от возможности быть делегированными в Совет Федерации будут отсечены депутаты региональных парламентов моложе 35 лет. Кроме того, возникнет внутреннее противоречие в парламенте в целом. «Федеральное Собрание — это единый орган, хотя и состоящий из двух палат, сказал сенатор. — При этом в одной палате возрастной ценз – от 21 года, а в другой предлагается – от 35».

Представители академического сообщества также говорили о том, что «здоровье и возраст не должны быть квалифицирующими принципами, иначе не избежать ярлыка клуба отставных людей — тех, кто смотрит в прошлое, а не в будущее». Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов высказал мнение, что Совет Федерации должен быть «серьезным кадровым резервом, например, для кандидатов в губернаторы, для продвижения в федеральные органы власти, поэтому было бы интереснее, если бы сюда приходили люди разных возрастов».

Вместе с тем, у возрастного фильтра есть и сторонники. Николай Федоров особо подчеркнул, что Совет Федерации отличается от Государственной Думы, в том числе, и тем, что является некой палатой мудрецов, палатой старейшин, которая осуществляет оценивающую функцию. Аналогичной точки зрения придерживается и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Валерий Кадохов.

Многих смутил предлагаемый в документе ценз оседлости. Владимир Платонов выступил против «искусственной оседлости». «Об этом аспекте должны беспокоиться те, кто выдвигает кандидата в сенаторы, — полагает он. Граждане сами решат, кого поддержать — местного или чужого». По оценке В.Кадохова, этот пункт прописан неясно. Эксперты указывали на некоторые противоречия данной нормы действующему законодательству. Вместе с тем, Н.Федоров пояснил коллегам, что цель этого ограничения – «увязать сенаторов с регионами так, чтобы отсечь возможных „засланных казачков“. „Это реакция на то, с чем уже сталкивалась палата при действующем порядке формирования“, — добавил он. Полномочный представитель Президента в Совете Федерации Александр Котенков заметил, что „новый закон призван решить важную антикоррупционную задачу, в том числе и через ценз оседлости“.

Дискуссионной оказалась и процедура совместного избрания главы исполнительной власти региона и предлагаемых им кандидатов в сенаторы. Во‑первых, эксперты указывали, что наличие трех кандидатов может сбить с толку избирателей, и они попросту могут не поставить вторую галочку, отдав голос только за кандидатуру губернатора. Политологи не исключают, что даже может возникнуть ситуация, когда первый по рейтинговому голосованию кандидат в сенаторы в списке победившего губернатора наберет порядка 10 процентов голосов избирателей. При явке ниже 50 процентов такая легитимность будет ниже, чем при избрании через муниципальные советы, предостерегли эксперты. Аналитики также выразили опасения, что возобновится практика «паровозов» на выборах. Председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ Иосиф Дискин заметил, что «выборы предполагают соревнование, но ясно, что претендент на губернаторское кресло будет предлагать своих соратников, и соответственно любая борьба между ними будет только делегитимизировать его самого».

В рамках дискуссии по этому аспекту законопроекта сформировалась инициатива организовывать совместные выборы губернатора и сенатора не по схеме «1+3», а в соответствии с принципом «президент-вице-президент». То есть в бюллетене под именем кандидата в губернаторы будет стоять только одно имя его представителя в Совете Федерации в случае победы на выборах. Что касается замещения сенатора от исполнительной власти в случае досрочного прекращения полномочий, то Н.Федоров предложил коллегам сформулировать убедительные предложения по этому аспекту.

На заседании отмечалось также, что прописывание в законе понятия репутации не имеет правовой основы. «Единственный возможный параметр – это судимость, — сказал М.Виноградов. — Все остальные ограничивают конституционные права граждан, риск манипуляций при подобного рода фильтрах очень велик».

Некоторых выступающих смутила формулировка о наделении полномочиями сенаторов, которые прошли процедуру выборов вместе с губернаторами. А.Котенков пояснил, что по Конституции члены Совета Федерации являются представителями органов власти субъектов РФ, поэтому наделение полномочиями – это символический акт. Законодательный орган, избирая сенатора из числа своих депутатов, автоматически наделяет его такими же полномочиями.

В.Кадохов отметил важность того, что предлагается именно новый закон, а не поправки — в старый. А.Савенков предложил синхронизировать доработку и принятие этого законопроекта с обсуждаемым в Госдуме проектом закона о прямых выборах глав субъектов.

Все были едины в том, что главная задача – поднять статус Совета Федерации в условиях возросшего общественного запроса на демократизацию и возросшей требовательности граждан к своим избранникам. В этой связи первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Алексей Александров подчеркнул, что очевидные вещи, которые были озвучены на «круглом столе», должны быть исправлены. Но делать это надо быстро и понимая, что «Совет Федерации – это чрезвычайно важный орган, к которому нельзя относиться несерьезно».

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИТОГАМ ДИСКУССИИ ВОЙДУТ В ЗАКОНОПРОЕКТ О НОВОМ ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

Не выходить за рамки действующей Конституции России при обсуждении нового порядка формирования Совета Федерации, призвал Николай Федоров.

В рамках дискуссии не выходить за рамки действующей Конституции России призвал председатель Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Николай Фёдоров, открывая заседание «круглого стола» на тему: «Перспективы нового порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». По словам сенатора, сегодняшняя модель формирования палаты не совершенна. «Формирование Совета Федерации должно быть более демократичным, Это позволит повысить как эффективность работы палаты, так и ее авторитет в обществе», — считает сенатор.

Н. Федоров обратил внимание участников заседания на то, что в Постановлении Конституционного Суда от 2005 года даются четкие оценки таким понятиям, как «выборы» и «формирование». Итогом сегодняшнего обсуждения, по мнению главы Комитета СФ, должны стать предложения в проект федерального закона о порядке формирования Совета Федерации, который опубликован на официальном сайте палаты.

В свою очередь Полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации Александр Котенков отметил, что вопрос о формировании верхней палаты российского парламента уже несколько раз поднимался в обществе. Он отметил, что перед участниками «круглого стола» стоит сложная задача, как совместить выборность сенаторов и их представительство в Совете Федерации. А.Котенков поддержал предложение, когда губернатор идет на выборы и предлагает трех возможных кандидатов в верхнюю палату парламента. При этом он подчеркнул, что только после того, как будет избран глава региона, избирательная комиссия должна подсчитать голоса по его кандидатурам в сенат и определить, кто их них будет представлять субъект Федерации в верхней палате.