Уважаемый Высокий Суд!
Уважаемые участники процесса!
Оспариваемое положение Федерального закона «Об информации информационных технологиях и о защите информации» предоставляет право лицу, оказывающему услуги электросвязи, на информацию, содержащуюся в электронных сообщениях.
При рассмотрении вопроса о конституционности данных положений необходимо учитывать особенности услуг, оказываемых сервисами электронной почты.
Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией (часть 4 статьи 10 Федерального закона об информации). Правообладатели Интернет-сервисов оказывают услуги электронной почты на основании Пользовательского соглашения, которое по своему правовому смыслу является публичной офертой. Пользовательское соглашение может повлечь правовые последствия для пользователей почтового сервиса только в случае принятия пользователем предложенных условий.
Принятие таких условий предполагает согласие пользователя не использовать Интернет-сервис для передачи сообщений, которые нарушают любые права третьих лиц, сбора и хранения персональных данных третьих лиц.
Характер оказания услуг электронной почты существенно отличается от услуг почтовой связи, которые ограничиваются деятельностью по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений. Пересылка электронных сообщений является только одним из сервисов компаний, оказывающих такие услуги.
При заключении пользовательских соглашений указанные компании в соответствии с Федеральным законом об информации становятся обладателями информации, на которые возлагается обязанность по принятию мер, направленных на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа и от иных неправомерных действий в отношении такой информации (статья 16 Федерального закона об информации).
Компания, оказывающая услуги электронной почты, в установленных законодательством случаях по запросам уполномоченных органов предоставляет информацию об электронных сообщениях в целях выявления, расследования и пресечения противоправных действий. При этом обязанность соблюдения конфиденциальности персональных данных предполагает, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, т. е. любой информации, относящейся к определенному физическому лицу, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия его субъекта, если иное не предусмотрено федеральным законом (определения Конституционного Суда 2015 года № 2906-О, 2016 года № 1158-О и др.).
В силу особенностей предоставления услуг электронной почты объем правомочий обладателя информации и правообладателя Интернет-сервиса, посредством которого осуществляется передача электронных сообщений, в отношении разрешения или ограничения доступа к информации различен.
Судами общей юрисдикции установлено нарушение заявителем конфиденциальности информации. При этом со стороны правообладателя Интернет-сервиса неправомерные действия в отношении информации отсутствовали. Вывод о неопределенности оспариваемой правовой нормы не подтверждается правоприменительной практикой.
С учетом изложенного полагаем, что положение пункта 5 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» соответствует статьям 19 (часть 1), 23 (часть 2), 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.