Сенатор выступил в рамках секции«Инвестиционная деятельность в Арктике: проблемы и механизмы стимулирования»
1. Все мы хорошо понимаем огромное значение и специфику развития Арктики, а также масштабность задач, которые предстоит решать для освоения этого богатейшего северного региона Земли.
Уникальные и во многом экстремальные природно-климатические и экологические условия Арктической зоны и в то же время возрастающая необходимость расширения экономической деятельности требуют создания в этом регионе особых условий и требований для хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения. Именно поэтому арктические территории России выделены как самостоятельный объект государственной политики.
2. В последние годы отношение к развитию Арктической зоны качественно изменилось. Приняты основополагающие документы, которыми установлены главные цели, задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике. Определен состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации, утверждены стратегия и государственная программа ее развития. Принят ряд новых законодательных актов, в том числе регулирующих такие важные вопросы, как торговое мореплавание в акватории Северного морского пути, стимулирование деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе и другие.
3. В то же время пока не принято окончательных решений о механизмах, с помощью которых будет реализовываться политика социально-экономического развития Арктической зоны. И это в значительной степени сдерживает выработку мер по созданию условий хозяйственной деятельности для компаний, работающих в Арктической зоне, и стимулирования притока инвестиций в этот регион.
Можно провести определенную аналогию с задачей развития Дальневосточного региона. Например, принятие принципиальных решений об использовании таких новых механизмов, как территории опережающего развития, «свободный порт Владивосток», «дальневосточный гектар» и т. п., было подкреплено принятием порядка 20 федеральных законов.
4. В утвержденной в конце августа этого года новой редакции государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» применен новый механизм пространственного развития Арктической зоны – создание опорных зон развития. Фактически речь идет о территориально-кластерном принципе освоения и развития территории Арктики.
Следует отметить, что и в новом варианте проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» упор сделан на вопросах правового регулирования порядка создания, формирования и обеспечения функционирования опорных зон.
Для участников опорных зон развития предполагаются особые режимы осуществления хозяйственной деятельности, предусматриваются преференциальные условия ведения бизнеса, направленные на формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Считаю, что формирование системы мер по стимулированию инвестиционной деятельности компаний, работающих в Арктике, и привлечению сюда новых инвесторов напрямую зависит от эффективного решения вопросов по определению правового статуса опорных зон развития.
5. Предусматривается, что ключевым принципом реализации инвестиционных проектов на территории опорных зон должно стать государственно-частное партнерство. В то же время, если говорить о перспективах, необходимо учитывать, что, по экспертной оценке, в существующих условиях государственно-частное партнерство в регионах Арктической зоны пока развивается достаточно медленно. Даже в наиболее экономически развитых арктических субъектах Федерации рейтинг государственно-частного партнерства намного ниже, чем в других территориях страны.
Еще одна мера, предусмотренная для стимулирования компаний, работающих в Арктической зоне, — создание Фонда поддержки проектов в Арктике, который будет формироваться из взносов арктических регионов, федерального бюджета и хозяйствующих субъектов.
6. В субъектах Российской Федерации, территории которых полностью или частично вошли в состав Арктической зоны, достаточно активно готовятся обоснования для создания на их территориях опорных зон. В настоящее время часть этих обоснований уже представлена в Минэкономразвития.
Сегодня ни в государственной программе, ни в проекте федерального закона четко не установлено, сколько может быть создано опорных зон. Но при обсуждениях предполагалось, что их будет восемь, по числу арктических субъектов Российской Федерации и с учетом ключевых секторов их региональной специализации.
Так, например, преимуществами Кольской опорной зоны являются выгодное географическое положение, незамерзающие круглогодичные порты, наличие запасов полезных ископаемых, развитые химическая и перерабатывающая промышленность, рыбная отрасль.
Таймыро-Туруханская опорная зона может иметь ресурсодобывающую и промышленную, а также транспортную направленности. В ее состав входит крупная агломерация в Арктике — Норильский промышленный район.
Ямало-Ненецкая опорная зона, которая может стать одной из наиболее перспективных, способна обеспечить стабильным грузопотоком порты Северного морского пути. Региональные власти в обоснование статуса региона как опорной арктической зоны внесли, например, такие известные и масштабные проекты, как «Северный широтный ход» и развитие морского порта Сабетта. Сегодня именно эти транспортные проекты, наряду с проектом «Белкомур», становятся наиболее актуальными для дальнейшего освоения арктических территорий.
Очевидно, что формировать конкретные режимы хозяйственной деятельности и меры стимулирования работающих в них компаний следует, исходя из преимущественной специализации таких опорных зон.
7. При разработке и принятии нормативных документов об особых режимах хозяйственной и инвестиционной деятельности в опорных зонах должен быть в полной мере использован опыт дальневосточных территорий, территорий опережающего социально-экономического развития, особых экономических зон, других институтов экономического развития. В обязательном порядке должны быть учтены специфические условия арктических территорий. Прежде всего таких, как особая экологическая уязвимость окружающей природной среды, экстремальные природно-климатические условия, прибрежность территорий Арктической зоны, наличие Северного морского пути, необходимость сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов Севера и т. п.
Поэтому в процессе законотворческой работы крайне важно тщательно анализировать проекты нормативных документов, относящихся к деятельности в российской Арктике.
8. В новую редакцию государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» включена подпрограмма «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации». Основной задачей подпрограммы является повышение инвестиционной активности и обеспечение реализации проектов хозяйственного освоения арктических территорий, континентального шельфа в Арктике, инфраструктурных проектов.
Предполагалось, что ее реализация начнется с 2018 года и на эти цели будет выделено из федерального бюджета 522,8 млн. рублей. Но в проекте федерального бюджета на следующий год этих средств не предусмотрено.
9. Следует отметить, что в последние годы большое внимание уделяется совершенствованию законодательства, направленному на улучшение инвестиционного климата в стране и в регионах, стимулирование предпринимательской активности, снятие административных барьеров для бизнеса.
На федеральном уровне принят ряд важных законодательных и нормативных правовых актов, связанных с формированием и регулированием промышленной политики, государственно-частного партнерства, контрактной системы в сфере закупок, развития малого и среднего предпринимательства.
Реализация «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в стране потребовала принятия более 150 федеральных законов, что позволило снять многие административные барьеры, улучшить условия для хозяйственной и предпринимательской деятельности. В полной мере это относится и к компаниям, работающим в Арктической зоне.
10. Очевидно, что предпринимательская активность во многом зависит от предоставления инвесторам налоговых льгот и преференций со стороны государства. Именно поэтому в последние годы в этой сфере принят ряд важных законодательных и нормативно-правовых актов, большая часть которых носит региональную или отраслевую направленность.
22 ноября с. г. Совет Федерации одобрил федеральный закон («О внесении изменения в статью 284.4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»), которым был уточнен срок начала применения льгот по налогу на прибыль организаций для инвесторов, реализующих крупные инвестиционные проекты на территориях опережающего социально-экономического развития и территории свободного порта Владивосток.
11. К сожалению, весь этот массив законодательства, как правило, практически не учитывает специфические особенности предпринимательской деятельности в Арктической зоне, за исключением очень небольшого числа норм, относящихся к добыче полезных ископаемых, в том числе на арктическом континентальном шельфе, и к регулированию деятельности Северного морского пути.