Выступления и публикации

Выступление председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишаса в рамках Международной научно-практической конференции «Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов»

Мероприятие организовано Уполномоченным по правам человека в РФ совместно с Российским университетом дружбы народов, МГИМО МИД России, Дипломатической академией МИД России, а также региональными уполномоченными по правам человека в Москве и Московской области.


1. Дискуссия сегодняшней международной научно-практической конференции посвящена проблемам защиты прав человека в контексте необходимости межгосударственного обмена опытом и знаниями, накопленными омбудсменами в результате своей деятельности в соответствующих сферах, и предшествует подписанию Меморандума о создании Евразийского альянса омбудсменов[1] — международного регионального объединения, целью деятельности которого является взаимное сотрудничество государств в лице их национальных учреждений с целью повышения эффективности защиты прав человека на евразийском пространстве.

2. Отмечая высокую значимость данного шага и тех задач, которые поставлены перед данным международным институтом[2], хотелось бы отметить следующее.

3. На современном этапе развития международной правовой системы, сложились две параллельные тенденции, первая из которых связана с процессами глобализации, универсализации прав человека, создания единых правовых стандартов, а вторая – основывающаяся на необходимости признания верховенства национальных правовых ценностей и инструментов их защиты, национальной культурной и правовой идентичности.

4. Проявлением первой тенденции, в частности, является выработка международными организациями единых, универсальных международных стандартов относительно содержания прав человека на основе всеобщих ценностей демократического общества, разделяемых всеми культурными традициями. Второй же подход заключается в необходимости признания приоритета ценностных особенностей национальных правовых систем относительно содержания и механизмов реализации прав человека.

5. В данном контексте необходимо отметить, что, хотя и представляется возможным и важным говорить о необходимости выработки единых, всеобщих, универсальных стандартов прав человека, закрепляемых впоследствии положениями международных договоров, необходимо также говорить и том, что реализация данных стандартов ложится в первую очередь на национальные институты защиты прав человека, в том числе на уполномоченных по правам человека, с учётом того, что положения международных договоров являются производными от государственного суверенитета, и их действие обеспечивается ничем иным, как внутригосударственными властными институтами.

6. В данном контексте совершенствование именно национальных институтов защиты прав человека представляется принципиально важным. С учётом этого, считаем необходимым выразить всяческую поддержку положениям Меморандума, указывающим на необходимость совершенствования национальных механизмов защиты прав и свобод населения (абз. 4 Меморандума) и всячески поддержать необходимость обмена опытом и знаниями в области правозащитной деятельности по линии уполномоченных по правам человека и учреждение Евразийского альянса омбудсменов, как института, который бы позволил объединить усилия государств со схожими правовыми проблемами и задачами, по защите и восстановлению нарушенных прав граждан.

 



[1] Предполагается, что документ подпишут 8 стран: Россия, Кыргызская Республика, Узбекситан, Молдова, Армения, Турция, Иран, Монголия. Ранее подписать данный документ планировалось в Бишкеке в начале сентября этого года, в рамках проводимого в киргизской столице международного форума омбудсменов. Планировалось, что Меморандум о создании новой международной организации подпишут представители Российской Федерации, Кыргызской Республики, Республики Узбекистан, Молдовы и Армении. Однако в связи желанием присоединиться к документу, выраженное также омбудсменами Турции, Ирана и Монголии, подписание Меморандума было отложено.

[2] Согласно п. 2 Меморандума задачами альянса являются: 1) распространение знаний о способах защиты прав и свобод человека, 2) сотрудничество в сфере обеспечения защиты прав человека, 3) осуществление международного сотрудничества Альянса с международными и региональными организациями защиты прав и свобод человека, национальными институтами защиты прав человека.