Выступления и публикации

Выступление председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишаса в рамках XIII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов на тему: «Право в условиях цифровой реальности»

Организатором мероприятия выступил Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации


1. Заявленная тема сегодняшней дискуссии является одной из самых актуальных и востребованных с точки зрения современного развития общества и государства, а также способности стран отвечать на глобальные вызовы, связанные с развитием процессов информатизации и цифровизации.

Повсеместное проникновение во все сферы жизни Интернета, в том числе Интернета вещей; массовое распространение цифровых устройств; использование технологий больших данных (Big Data), систем распределённого реестра (блокчейн); разработки в области нейротехнологий и создание искусственного интеллекта не могут не поднимать вопросы, связанные: 1) с реализацией и возможным нарушением фундаментальных прав человека, 2) обеспечением национальной безопасности, информационного, экономического, государственного суверенитета, 3) экстерриториальным контролем над информационными ресурсами со стороны отдельных государств, 4) развитием цифровой экономики, 5) сохранением государственной идентичности.

Как было отмечено Президентом в Послании Федеральному Собранию, технологическое развитие «неразрывно связано с сохранением национальной идентичности», по данным причинам «выработка оптимальных моделей правового регулирования информационных технологий, создание передовой законодательной базы для широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, электронной торговли, технологий обработки больших данных» является одним из приоритетных направлений законодательной деятельности. На наш взгляд, рассматриваемое направление является приоритетным и для юридической науки, предоставляющей необходимые теоретические и методологические разработки, концепции и подходы к правовому регулированию.

2. Процессы информатизации и цифровизации охватывают собой практически все сферы общественной жизни, как в публичной, так и в частной сфере. В правовой плоскости это проявляется в том, что соответствующие проблемы правового регулирования и выработки оптимальных юридических конструкций, возникают в рамках практически всех отраслей права.

Так, актуальными являются вопросы: 1) касающиеся регулирования интеллектуальной собственности в цифровой среде; правовой квалификации и нормативного регулирования обращения криптовалют; использования цифровых технологий в рамках договорных отношений – в рамках гражданского права; 2) связанные с киберпреступностью и компьютерными преступлениями – в рамках уголовного права; 3) вопросы, касающиеся электронной демократии, использования информационных и цифровых технологий в государственном управлении – в рамках конституционного и административного права; 4) осуществления правосудия с использованием электронных ресурсов – для процессуальных отраслей.

В данном контексте необходимо отметить разнообразие заявленных подсекций на сегодняшнем мероприятии, и положительно оценить попытку охватить практически все проблемы, которые возникают в связи с развитием информационных технологий в тех или иных отраслях юридического знания.

3. Глобальность процессов цифровизации ставит перед государством ряд комплексных задач. Таковыми, в частности являются: 1) задачи снятия действующих правовых барьеров и ограничений, препятствующих эффективной реализации гражданами своих прав электронными средствами, в том числе в контексте развития цифровой экономики; 2) адаптации уже существующих правовых институтов к новым цифровым реалиям, 3) а также создание и нормативное закрепление новых понятийных конструкций и институтов (например, понятия «цифровой актив»), позволяющих эффективно урегулировать новые возникающие общественные отношения, связанные с развитием информационно-телекоммуникационных процессов, появлением новых сложных объектов, программ и систем.

В плоскости прав человека указанные тенденции выражаются в необходимости содержательного обогащения уже существующих и позитивированных прав и свобод, признания и при необходимости законодательного закрепления новых правомочий (например, возможности совершения сделок в электронной форме), необходимости юридического признания и определения новых информационных и цифровых прав[1], а также закрепления эффективных гарантий их реализации и защиты.

Параллельно с этим процессы цифровизации предполагают также закрепление соразмерных, обоснованных и адекватных ограничений, с целью обеспечения публичных интересов: национальной безопасности, стабильного функционирования государственных институтов, защиты государственного строя, нравственности, прав и свобод других лиц.

Необходимо отметить, что обозначенные проблемы поднимают вопросы и в плоскости юридической науки, среди которых задачи переосмысления основополагающих юридических категорий, таких как, субъекты и объекты правового регулирования, содержание и виды прав человека, ограничения прав и свобод и другие.

В плоскости судебной правоприменительной практики процессы информатизации ставят вопросы отыскания разумного баланса между конкурирующими правами, принципами и ценностями в условиях цифровой реальности.

4. Принципиально важным представляется также обратить внимание на следующее обстоятельство. Как справедливо было отмечено в докладе Комиссара Совета Европы по правам человека «Верховенство права в Интернете и в остальном цифровом мире» (2014)[2], «значительная часть инфраструктуры Интернета и остальной цифровой среды находится в руках частных компаний[3], что создает проблемы c точки зрения возможностей международно-правовой защиты, поскольку компании непосредственно не обладают международной правосубъектностью и не связаны нормами международного права в области прав человека. Последние напрямую применимы лишь к государствам. Таким образом, деятельность частных компаний регулируется законодательством тех стран, на территории которых они созданы или действуют».

С учётом сказанного, представляется важным подчеркнуть, что реальная защита прав лиц в условиях развития цифровых технологий, обеспечение информационной безопасности, как государства в целом, так и отдельных индивидов в частности, лежит на национальных властных институтах, которые с учетом международных стандартов в области защиты прав человека, должны создавать реальные и действенные механизмы гарантии реализации прав на внутригосударственном уровне.

 



[1] Необходимо отметить, что 22.05.2018 Государственной Думой в первом чтении был принят проект федерального закона №424632-7, которым вводится и определяется понятие «цифровые права», под которыми предлагается понимать цифровой код, удостоверяющий права на объекты гражданских прав. Понятие цифровых денег в данном проекте также предлагается понимать, как цифровой код, что обоснованно вызывает критику со стороны юридического сообщества. Представляется, что в будущем понятие цифровых прав будет подлежать уточнению.

[2] Тематический доклад, опубликованный Комиссаром Совета Европы по правам человека «Верховенство права в Интернете и в остальном цифровом мире»// Прецеденты Европейского Суда по правам человека: Электронное периодическое издание / учредитель ООО «Развитие правовых систем». №1 (13). 2015.

[3] Большинство из которых — американские корпорации.