Тема выступления: «Конституционная идентичность как выражение специфики национального правопорядка»
25-летний юбилей Конституции даёт повод к промежуточному осмыслению достижений конституционно-правового развития нашего государства. Значение данного акта, как с точки зрения исторического становления, так и современного развития Российской Федерации, сложно переоценить.
Конституционные положения, обладающие учредительным характером, закрепляют базовые политико-правовые принципы, определяющие специфику внутреннего правопорядка, и являются отправной точкой при принятии законодательства. Наряду с этим они задают параметры национальной конституционной идентичности, и определяют границы изменчивости российской правовой системы при взаимодействии с органами международных организаций.
Конституционная идентичность, как совокупность базовых элементов, определяющих принципиальную специфику национального правопорядка, изменение или отказ от которых способно деформировать основы конституционного устройства, в последнее время стал использоваться в качестве концептуального понятия в практике национальных органов конституционной юстиции по всему миру. В основном, при разрешении споров, касающихся определения возможных пределов изменения внутреннего правопорядка при взаимодействии государств с наднациональными институтами международных объединений.
Данное концептуальное понятие было использовано и Конституционным Судом РФ, который отнёс к базовым элементам российской конституционной идентичности внутригосударственные нормы о фундаментальных правах, а также гарантирующие эти права нормы об основах конституционного строя.
Развивая данную позицию, считаем возможным отметить, что на наш взгляд, конституционную идентичность государства не в последнюю очередь формирует также национальное законодательство, принимаемое в соответствии с конституционными положениями о правах человека, а также система внутригосударственных институтов их защиты.
В целях реализации конституционных положений, закрепляющих принцип правового государства, верховенства прав и свобод человека, их неотчуждаемости, непосредственного действия, гарантированности, российским законодателем была проделана большая работа по формированию системы гарантий реализации прав человека, а также институтов их защиты, как государственных, так и общественных.
В данном контексте необходимо отметить недавно принятые законы, касающиеся создания апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, направленные на максимальное обеспечение их независимости и самостоятельности при рассмотрении дел в рамках проверочных производств, а также закон о реформе процессуального законодательства, которым был внесен ряд новелл, призванных унифицировать положения, регулирующие порядок рассмотрения дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах и тем самым обеспечить формирование единых подходов к разрешению аналогичных правовых споров.
Законодательное совершенствование системы правозащитных институтов продолжается и сейчас. Так, 25 октября членами Совета Федерации по итогам совместной работы с Уполномоченным по правам человека в РФ был разработан и внесен в Государственную Думу проект федерального закона «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», а также 4 проекта федеральных законов, необходимые для реализации его положений. В данный законопроект включены положения, восполняющие обнаруженные пробелы правовой регламентации и усиливающие гарантии независимости уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, законодателем ведётся непрерывная работа по созданию дополнительных как институциональных, так и процессуальных гарантий защиты прав человека.
Говоря о совершенствовании национального правопорядка, считаем необходимым отметить, что на наш взгляд, его формирование невозможно в отрыве от национальных культурных, политико-правовых, а порой и религиозных традиций, политико-территориального устройства государства.
Данное обстоятельство представляется принципиально важным, так как именно на внутригосударственные институты ложится основная нагрузка по защите прав человека и именно национальные органы способны предоставить наиболее легитимные и действенные механизмы защиты прав, основанные на понимании особенностей национальных культурных и правовых традиций.
Безусловно, правозащитные органы международных организаций играют значимую роль, утверждая универсальные стандарты защиты прав человека. Вместе с тем они являются дополнительными, субсидиарными институтами.
Обращаясь в конце к заданной теме сегодняшней конференции, считаем возможным отметить, что, на наш взгляд, поиски конституционного идеала предполагают наличие некой единой универсальной модели конституционного устройства. Вместе с тем, на наш взгляд, любая конституционная модель всегда предполагает национальную культурную и политико-правовую специфику, в связи с чем целесообразно говорить в первую очередь о конституционной идентичности, определяющей государство на каждом отдельном историческом этапе его развития.